Скейт, скейтбординг, skate, skateboard

Убитые Дошираком. Часть 3: Дорога в Монголию 20 ноября 2007

Вэн Вэстэл (Van Wastell)
Вэн вычитал в путеводителе, что в Монголии может быть небезопасно, и поэтому ещё в России приобрёл устрашающие наряды.
Фото: Джо Мэринг (Jonathan Mehring)

Иркутск мы покидали в приподнятом настроении. Как я уже писал, город произвёл на нас самое приятное впечатление, и от времени, проведённого в нём, мы получили множество положительных эмоций. Провожать нас на вокзал пришло с три десятка человек. Это были наши новые друзья, с кем мы познакомились в Иркутске, те, кто нам помогали, те с кем мы катались. Очень приятно, когда тебе оказывают неожиданно тёплый приём в совершенно новом городе. Впрочем, во всех трёх российских городах нас приняли очень хорошо

Поезд, курсирующий между Иркутском и монгольской столицей Улан-Батором, принадлежит Монголии. То, что он не российский, стало понятно сразу, как только мы вошли. Каждая полка была обтянута сатиновыми чехлами с бахромой ярко золотого цвета. Из-за этого внутреннее убранство поезда обрело несколько сутенёрский оттенок, что, в общем-то, только поднимает настроение. Забавно, но в нашем вагоне за исключением меня не было ни одного россиянина и, не считая проводников, ни одного гражданина Монголии.

В вагоне поезда, следующем из крупного российского города в монгольскую столицу, были только граждане других стран, много англичан, несколько немцев, парочка австралийцев, и даже несколько американцев. Всё это те самые сумасшедшие туристы, о которых я подробно рассказывал во второй части. Экстремалы-путешественники ищут ярких впечатлений, колеся по самым удалённым уголкам планеты. Байкал и Монголия — одни из самых популярных направлений среди подобного рода авантюристов.

Вообще, Монголия потихоньку становится популярным туристическим направлением. Конечно, до всем известных курортов типа Турции, Испании или даже Туниса ей ещё невероятно далеко, но за последние годы число туристов, посетивших эту страну выросло в три раза. Монголия -- очень специфическое место и ни на что не похожая страна, прекрасное место для тех, для кого новые впечатления и интересность поездки важнее комфорта. Среди жителей благополучных западных стран, уставших от предсказуемости и однообразности туры в такие страны весьма популярны. Впрочем, рановато я заговорил о Монголии, ведь мы ещё не выехали из России.

До Улан-Батора нам было ехать полтора дня. Первый вечер прошёл весьма убойно. Началось коллективное веселье нашей компании с другими иностранцами. Всё это закончилось завершением татуирования всех членов нашей группы. Киган нарисовал по букве Джэку Саббаку, мне и самому себе. По общему признанию, моя "Я" получилась самой аккуратной, ну, а обладателем самой корявого рисунка стал Кенни. Поскольку на руке Киган сделать такую татуировку никак не мог, он нарисовал её на ноге.


Эта фотография была сделана за несколько часов до выезда из России. За нами 6000 км по России. Впереди Великая Монголия.
Фото: Джо Мэринг (Jonathan Mehring)

В районе обеда следующего дня мы приехали в пограничный город Наушки. Стоянка там длится шесть с половиной часов. До этого я не встречал таких длинных остановок. Мне объяснили это тем, что долго приходится ждать локомотив из Монголии.

Процедура прохождения таможни и границы начинается только через три часа после прибытия. Всё это время мы развлекали себя прогулками по привокзальной площади Наушек и игрой в S.K.A.T.E. на перроне.


Только с утра Кенни понял, что днём ранее у него закончилась российская виза. Стало ясно, что проблем не избежать. Обычно в такой ситуации налагают штраф, а затем выдворяют из страны. После этого получить новую визу в Россию весьма проблематично. Примерно к такому развитию сценария мы и готовились, но получилось всё немного по-другому. Пограничники почти сразу заметили неладное в документах Рида. Естественно, на все наши рассказы, о том, что мы задержались в пути, что у нас опоздал поезд и так далее, они не повелись. Люди в форме попросили Кенни покинуть поезд и предложили следующую схему разрешения этой ситуации. Ему надо было вернуться в столицу Бурятии, город Улан-Удэ, найти там отделение миграционной службы, получить там новую визу на выезд, вернуться в Наушки и купить новый билет до Монголии.

А теперь представьте, что весь этот сложнейший маршрут должен был проделать в одиночку американец, чей уровень владения русским даже бытовым сложно назвать. Я не на шутку испугался за Кенни. Все попытки "договориться на месте" или предложить денег никакого энтузиазма среди стражей границы не вызвали. Они настаивали на том, что в Наушках всё происходит строго по букве закона. Делать было нечего, и Кенни, собрав самые необходимые вещи, сошёл с поезда. Я думал поехать с ним, но он заверил, что разберётся со всем сам. Фактически, американец оставался один на окраине России без знакомых, знания русского, и толком не ориентируясь на местности. Мягко говоря, не лучший расклад для нашего гостя.


Киган Саудер (Keegan Sauder)
Раньше этот трюк было принято называть Indy stiffy, но в последние годы его именуют nosebone'ом. Многое меняется в скейтбординге с годами, но стильные трюки всегда будут актуальны.
Фото: Джо Мэринг (Jonathan Mehring)

Я думаю, любой другой бы растерялся и оказался полностью дезориентированным, но только не Кенни. Он большой мастер оказываться в подобного рода переделках и ещё больший мастер из них выпутываться. Побывав в более чем в 80 странах мира от Эфиопии до Камбоджи, он имеет достаточно опыта для решения самых сложных проблем. Вы не поверите, но в Монголию он прибыл всего лишь на день позже нас. Я был в шоке, не думаю, что я сам бы сумел проделать озвученный пограничником маршрут быстрее.

Вот как действовал Рид после того, как его ссадили с поезда: он сам нашёл местного таксиста, договорился о поездке в Улан-Удэ, переночевал в его доме, в 5 утра они тронулись в путь, к обеду уже были в отделении миграционной службы, таксист через знакомых помог ему с оформлением новой визы и к 4 часам они уже снова были в Наушках. Купив новый билет на следующий поезд, Кенни на сутки позже нас тронулся в направлении Улан-Батора. Всё это развлечение обошлось ему в $400, но так ли это много, за то, чтобы выбраться из такой ситуации? В любом случае, теперь в коллекции Кенни, одним сумасшедшим приключением больше.

Монголия

Вэн Вэстэл (Van Wastell) – b/s 5-0
Если бы эта прекрасная грань с идеальным подъездом и хорошим приземлением находилась бы где-нибудь в Европе или США, её бы уже давно разбили скейтеры, роллеры и bmx'еры. Но она расположена в Улан-Баторе и вполне возможно, что Вэн и Киган были первыми и последними скейтерами атаковавшими её своими трюками.
Фото: Джо Мэринг (Jonathan Mehring)

Монголия страна не для всех. Тем, кто привык в чистоте, аккуратности, цивилизованности, порядку и комфорту, туда лучше даже не заглядывать. Им Монголия точно не понравится. Зато любители острых ощущений, экзотики, необычных мест, новых культур и цивилизаций будут в восторге. Это своеобразное государство не похоже ни на одно другое. Монголия самая большая страна в мире, не имеющая выхода к океану. Её ландшафт на 90 процентов — это равнины и горы, почти нет лесов. С природными ресурсами монголам тоже повезло не сильно. У них есть немного металлических руд, но нет ни нефти, ни газа.

Климат резко континентальный, с жарким летом и холодной зимой, даже в течение дня перепады температур огромны. В конце сентября, когда мы там были, средняя дневная температура была +18 - 20 градусов, а ночная около ноля. Как только уходит солнце, город окутывает холод. Зато в Монголии много солнца: в среднем 300 дней в году у них безоблачное небо.

Когда-то эта нация завоевала всё и всех от Китая до Германии. Единственная империя в истории, которая была соразмерна монгольской -– это империя Александра Македонского. В 13 веке Великой Монголии не было равных в мире, как в военном деле, так и во многих аспектах науки. Их боялся весь мир. Но постепенно монгольская пассионарность угасла, и вот уже не одно столетие они находятся на задворках мировых процессов. Хорошо чувствуется внутренняя обида на такое положение дел и сожаление о былом величии внутри монгольских граждан. Чингисхан до сих пор их национальный герой номер один. Его именем называются улицы, проспекты, аэропорт, и много чего ещё. Рисованные портреты этого лидера встречаются буквально на каждом шагу.

Самый крупный город страны — столица Улан-Батор. Своим видом он напоминает советский областной центр конца 60-ых годов, только размером Улан-Батор побольше, более полу миллиона человек. На наш взгляд, в городе царит полная разруха. Во дворах практически нигде нет асфальта, дороги даже на центральных улицах в ужасающем состоянии. По всему городу разбросаны открытые канализационные люки, и до этого никому нет дела. Провалиться в одну из таких ловушек проще простого, особенно ночью, когда освещения явно не хватает.

Абсолютное большинство домов — советские пятиэтажные "хрущёвки" с облезлыми стенами и грустных цветов. По улицам бегают сотни бездомных собак. Везде грязь, мусор. Автопарк очень старый, большинству машин явно более 10 лет, хотя есть и новые дорогущие Infinity и Lexus'ы, что показывает огромный разрыв между немногочисленными богатыми и бедными. По середине города, запросто может стоять Юрта, огороженная забором, в которой живут люди. Я слышал, что в Монголии есть негласный закон, если ты поставил где-нибудь жилище и огородил его оградой, то теперь это твоя земля. Похоже, местные этим правилом не пренебрегают.

Самодельные жилища стоят и во дворах больших домов и прямо на улицах. В Улан-Баторе отвратительная экология, над городом круглые сутки стоит нерассеивающийся смог. Центр города постоянно стоит в пробках. Их проблема не в количестве машин, а в тотальном несоблюдении правил дорожного движения. Такой анархии на дорогах я не видел даже в Китае. Все едут так, как хотят и куда хотят, из-за чего всё переплетается в чудовищных пробках. Регулировщики на перекрёстках пытаются хоть как-то разрешить этот коллапс, но у них это не особо получается.

Зато в Монголии всё дёшево. Доехать на другой конец города на такси стоит не более 2-3 долларов. Наесться от пуза в очень хорошем ресторане обойдётся вам в 10-15 долларов. Столько же посещение хорошего массажного салона. Купить в магазине продуктов для завтрака стоит буквально 2-3 доллара. В общем, там легко себя чувствовать достаточно обеспеченным человеком.

А вот в безопасности вряд ли. Как и в любой другой азиатской стране, ваша внешность постоянно выдаёт в вас неместного. Учитывая бедноту широких слоёв местного населения, туристы — прекрасный вариант для обогащения. Предупреждения опасаться карманников висят повсюду. Судя по всему, улицы и места скопления народа ими просто кишат. Несмотря на все наши меры предосторожности, у оператора Майка, фотографа Джона и Ван Вастэлла пропали фотоаппараты типа мыльница. Кто-то сделал это настолько искусно, что мы даже не поняли в какой момент их украли. А может их банально вытащили в нашем хостеле.


В первый же вечер в нас посреди улицы начали кидать камни какие-то нагловатые юнцы. Мы прогуливались в поиске спотов по центральной части города. Увидев очередной открытый люк, Киган решил залезть в него и сфотографироваться на память. В этом момент мимо нас проходила группа молодых монголов, они что-то сказали нам на своём языке, но мы не отреагировали. Отойдя метров на 10, они о чём-то начали совещаться. Мы уже собирались уходить, как в нас полетели булыжники и камни.




Киган Саудер (Keegan Sauder) – b/s 180
Это место находится через дорогу от центрального железнодорожного вокзала монгольской столицы. Приземление приходится прямо на проезжую часть, и Кигану подолгу приходилось ждать красного света, чтобы попробовать трюк. Вокруг нас собралась толпа человек из 30 очарованных новым зрелищем. Как только Саудер сделал трюк, поздравлять его тут же метнулось с десяток самых активных зрителей. Особенно мило выглядело предложение выпить самогона за удачный прыжок.
Фото: Джо Мэринг (Jonathan Mehring)

Я вам скажу, не самые классные ощущения. Оценив ситуацию, мы решили не влезать в драку и просто ретироваться. На этом инцидент был исчерпан, но неприятный осадок остался. Как только на Улан-Батор опускается темнота, становится совсем некомфортно. К нам регулярно подходили непонятные пьяные монголы, пытались за руку затащить в подворотни, предлагали с ними выпить, начинали о чём-то говорить. В общем, в Монголии лучше не расслабляться ни на секунду.

Скейтеров, как и скейтбординга в Монголии нет. Там не продают нормальных досок, и нет никакой информации о скейтовой культуре. Спотов, как вы, наверное, уже поняли из описания главного города страны, немного. Но они есть, и некоторые из них весьма неплохие. Самое сложное их найти. На первый взгляд кажется, что в этой стране нет даже нормального асфальта, не то, что достойного скейтового препятствия. В отличие от большинства других стран, здесь нет локалов, которые проведут и покажут вам лучшие споты. Нужно самим ходить по городу, исследуя улицу за улицей в надежде найти что-нибудь интересное. В этом даже есть определённая доля романтики. У вас нет никаких ориентиров, никаких направлений, идёте, куда глаза глядят.

За 4 дня в Улан-Баторе мы нашли таким образом несколько весьма недурственных скейтовых спотов. Конечно, Монголия интересна в первую очередь просто как страна, но покататься там тоже есть где. Обратная сторона медали отсутствия местных скейтеров — вас практически ни откуда не гоняют. Даже наоборот. Был забавный инцидент около железнодорожного вокзала монгольской столицы. Мы катались на каком-то памятнике. Вокруг нас собралась толпа человек из 30, состоящая в основном из местных бомжей, алкоголиков и прочих социально деклассированных элементов. Увидев это, пришёл полицейский, разогнал всю эту шушеру и жестом показал, что теперь мы может расслабиться и кататься в своё удовольствие.


Улан-Батор
Фото: Коробков Кирилл


Кульминацией поездки стала двухчасовая прогулка на лошадях. Почти никто из нас до этого не ездил на этих животных. Повеселились мы на славу. Каждому из нас дали по лошади и на всю группу выделили одного опытного проводника
Самым ярким впечатлением от монгольской части тура стала однодневная поездка в глубинку страны. Мы заказали этот тур по совету владелицы нашего хостела. Нам пообещали, что на утро за нами заедет комфортабельный многоместный минивэн иностранного производства, и на нём мы и отправимся в сельскую местность. Как оказалось, под этим описанием наши монгольские друзья имели ввиду ... ульяновскую "Буханку", микроавтобус на базе "Уазика". Впрочем, для монгольских дорог, это один из лучших возможных вариантов. Весь день мы наслаждались потрясающими видами гор и долин вокруг Улан-Батор. Эта страна обделена большинством полезных ископаемых, но зато её природа потрясает своей красотой.

Кульминацией поездки стала двухчасовая прогулка на лошадях. Почти никто из нас до этого не ездил на этих животных. Повеселились мы на славу. Каждому из нас дали по лошади и на всю группу выделили одного опытного проводника. С его помощью мы объехали верхом несколько соседних деревень, поносились по полям и даже форсировали, сидя в седле, парочку небольших рек. У нас толком не получалось ездить, лошади нас не слушались, но мы получили море удовольствия. Одна мысль о том, что, оказавшись со скейтовым туром в Монголии, мы проводим время, катаясь на лошадях, приводила нас в полный восторг.

Кому-то из нас эта страна понравилась больше, кому-то меньше, но все мы сошлись во мнении, что дни, проведённые в Монголии, стали для нас незабываемыми. Это государство, обладающее своей многовековой культурой, в котором до сих пор очень сильно заметны следы советского влияния, весьма достойный пункт в путевом листе любого серьёзного путешественника.


Монголия — это уникальный опыт, о котором будет интересно вспоминать и рассказывать знакомым и друзьям. Все мы были довольны, что увидели современную Монголию своими глазами. А вот хотели бы мы туда вернуться, это уже вопрос. В любом случае, если у вас когда-нибудь будет возможность туда заглянуть, я бы советовал не отказываться. Масса впечатлений вам обеспечена.

Вспоминая весь путь от Москвы до Монголии, задумываясь, сколько мы проехали, сколько всего повидали, я понимаю, что этот тур оказался просто эпическим для всех его участников. Идея этого тура была одной из самых смелых и отважных из тех, что знал скейтовый мир за последние годы. Но риск полностью оправдал себя. Иностранные райдеры работали очень продуктивно и Джон, и Майк наснимали много хорошего материала на абсолютно новых для мирового скейтбординга спотах. Не факт, что на них когда-нибудь ещё занесёт американцев. А может наоборот, после этого тура начнётся мода на туры в российскую глубинку. Время покажет. Во всяком случае, статья Джона в журнале Skateboarder наверняка получится очень сильной. Ещё перед тем как разъехаться мы заговорили о том, как было бы круто в следующем году провести подобный трип. Только надо бы сменить направление движения. Как вам идея тура из Токио в Киев?
Автор: Коробков Кирилл Фотограф: Джо Мэринг (Jonathan Mehring)

Комментарии

comments powered by HyperComments