Скейт, скейтбординг, skate, skateboard

Опровержение Бората 2. Астана и Кыргызстан 28 ноября 2008

Монумент Байтерек в центре Астаны, одна из основных достопримечательностей города. Монумент был сооружён в 1997 году по инициативе президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, как символ переноса столицы из Алма-Аты в Акмолу. Высота сооружения составляет 97 метров. На лифте можно подняться прямо в шар, где расположена смотровая площадка и бар.
Фото: Джонатан Мэринг (Jonathan Mehring)

Астана — оазис из будущего посреди степи

Город Астана — новая столица Казахстана. До 1997 года это звание носила Алма-Ата. Руководство страны посчитало, что не стоит иметь столицу рядом с границей и решило перенести её ближе к центру Казахстана. Было несколько кандидатур, но окончательный выбор пал на город Акмола, который в советское время назывался Целиноград


В переводе с Казахского Акмола означает белая могила. Иметь столицу с таким названием тоже не к лицу, и населённый пункт переименовали в Астану. Исходя из того, что большая часть города построена совсем недавно, мы ожидали от казахской столицы большого количества спотов. Ещё до начала поездки, именно в Астане наша компания рассчитывала снять основную часть трюков для материала. Если Алма-Ату и, особенно, Кыргызстан мы посещали, скорее с целью общего развития и культурного обогащения, то в Астану ехали именно кататься.

То, как выглядел город десять лет назад, и как, он выглядит сейчас две, даже не больших, а гигантских разницы. После распада СССР Целиноград был заштатным провинциальным городишкой, в котором ничто не предвещало будущего расцвета. Убогие дома-коробки, грязь, пыль, скучный маленький центр.

И я, и американцы до посещения Астаны, конечно же, слышали о том, что Казахстан вкладывает огромные средства в развитие столицы, также как и о том, что город перестраивают и обновляют. Лично моё воображение рисовало типичный современный большой населённый пункт с несколькими новыми районами, облагороженным центром и парой-тройкой достопримечательностей. Как же я ошибался.


То, что мы увидели уже в первый день пребывания в Астане, на несколько порядков превысило наши ожидания. Основа бывшего Целинограда сейчас находится на окраине столицы, а новые же районы — это острова архитектурного футуризма из небоскребов, концептуальных строений, примечательных монументов и стиля Hi Tech.

Казахи подошли к созданию облика Астаны в чисто восточном стиле. Сделать всё так, чтобы город производил максимальное впечатления, поражал своим блеском и роскошью, показывал благополучие страны. Подобный подход распространён на Аравийском полуострове среди арабских государств. Центр Астаны мне даже напомнил уменьшенный вариант Дубая, да и от многих других я слышал эту аналогию.

К созданию будущих зданий столицы Казахстан привлекает известных европейских и японских архитекторов, средств на строительство явно не жалеют. Дома-пирамиды, причудливые высотки из стекла и железа, целые подземные города, огромный океанариум за много тысяч километров от океана, помпезные торговые центры — вот, что вы видите, передвигаясь по центру Астаны.

Помимо архитектуры, мне в глаза бросилась малолюдность казахской столицы. Улицы и проспекты очень широкие, а людей почти нет. Особенно это касается новой части города. Машин тоже не сказать, чтобы было много. Население Астаны не поспевает за размерами города, так как строительство ведётся на очень большой площади.

Магдеев Виктор – kickflip bs 5-0
Уровень катания Вити произвёл хорошее впечатление на всю нашу тусовку. Кажется, что катаясь с известными иностранными райдерами, Витёк прогрессировал день ото дня. Ещё летом он не мог сделать тут этот трюк, но когда мы приехали на эти грани в этот раз, flip bs 5-0 не стал для него большой проблемой. Сразу после Витя добавил ещё и 360-flip noseslide, но Джон не успел снять это на фото.
Фото: Джонатан Мэринг (Jonathan Mehring)

Между разными районами до сих пор сохранились большие пустыри. Казахи не очень торопятся переезжать в новую столицу, так что в какой-то степени Астана пока остаётся городом правительства, чиновников и тех, кто работает в государственном аппарате. Тем не менее, многие жители гордятся тем, каким стал главный город страны.

Скейтбординг там развит ещё куда хуже, чем в Алма-Ате. Катается всего человек 15-20. Зато в Астане есть два скейтпарка. Причём неплохих, так как из привезли из Германии, хотя всё оборудование очень маленькое. А вот ни одного скейтшопа.


Ребята покупают доски и обуви либо в других городах, либо заказывают через Интернет. Интересная ситуация, по Астане ездит куча Lexus'ов, BMW и Infinity, торговые центры пестрят дорогущими бутиками, а вот обычную деку для скейтборда нигде не купить.



Закат над рекой Ишим в Астане. Ночью было очень холодно, до -5 градусов, хотя днём столбик термометра доходил до +25. Таковы особенности степного климата. Жаркое лето и холодная зима, постоянные резкие перепады температуры.
Фото: Джонатан Мэринг (Jonathan Mehring)

Ощущения нас не обманули, спотов в Астане действительно немало. Новая архитектура этому способствует. Но есть две проблемы. Во-первых, места катания надо искать самим, так как местные скейтеры почти всё время проводят в скейтпарках и споты по городу они особо не ищут. А во-вторых, опять же, охрана и полиция скейтерам не рада. Нашу группу гоняли чуть меньше, чем в Алма-Ате, но спокойно кататься на большинстве мест оказалось невозможно.

К тому же, в Астане полицейские оказались дурными и алчными. Несколько раз разговор о том, что нужно перестать кататься переходил в проверку документов. На ровном месте они пытались придумать какие-то небылицы, под их предлогом, надеясь, получить с нас деньги. Но с нами их фокусы не удались.

Тодд Джордан (Todd Jordan) – manual
Стела, украшенная конями с позолоченными крыльями? В Астане возможно и не такое. Сейчас это один из самых богатых городов всего среднеазиатского региона. Казахский Дубай.
Фото: Джонатан Мэринг (Jonathan Mehring)


Каждый раз, используя разную тактику, наша компания уходила от нечестных блюстителей закона. Иногда мы все, включая меня, прикидывались, что не понимаем по-русски, иногда, бросались в рассыпную, порой, удавалось заговорить их да такой степени, что люди в форме, сами забывали, что от нас хотели.

Масштаб некоторых спотов в Астане впечатляет. Огромные по размеру монументы, площади, парки, полные интересных для катания препятствий. Скорее всего, никто до вас на них ещё не катался. А учитывая, то что город полным ходом продолжает застраиваться, можно представить сколько спотов там появится в течении ближайших 5-7 лет.

В Астану обязательно надо будет вернуться. Пробыв там 5 дней, мы выдвинулись назад в Алма-Ату, чтобы оттуда поехать в Киргизию. Только Дэниел Шимицу улетел домой, так как ему необходимо было присоединиться к другому туру.

Кыргызстан, лучше гор могут быть только горы

Не скажу, что мы много знали о Казахстане до приезда туда, но о Киргизии наши знания были ещё куда меньше. Конечно, я и американцы были в курсе географического расположения страны, то, что столица называется Бишкек, а главной достопримечательностью Кыргызстана является озеро Иссык-Куль.


Более 3/4 территории Кыргызстана занимают горы. Пожалуй, это самое красивое, что есть в этой стране. Заснеженные вершины, горные озёра и реки, чистейший воздух, интересная флора и фауна. Страна имеет большой потенциал, для развития туризма, но вот только средств на это не хватает.
Фото: Джонатан Мэринг (Jonathan Mehring)

Примерно на этом наш багаж знаний и заканчивался. Большую часть информации о Кыргызстане нам рассказал водитель, который вёз нас сначала из Алма-Аты в Бишкек, а потом и по всей стране. Мы познакомились с ним абсолютно случайно на автовокзале в Алма-Ате, и это знакомство оказалось очень полезным. Борис очень помог с организацией пребывания, как в Бишкеке, так и на озере Иссык-Куль.

Коробков Кирилл
Когда я стану старым и уже не смогу заниматься скейтбордингом, буду рассказывать, что в молодости я катался даже по 20-ти ступенчатым граням. Правда, про высоту бортика, я, пожалуй, умолчу.
Фото: Джонатан Мэринг (Jonathan Mehring)

Ехать из Алма-Аты в Бишкек часа три. По дороге мы узнали, что Кыргызстан сейчас находится в достаточно бедственном положении. Средняя зарплата в столице 200-300 долларов в месяц. В провинции ещё ощутимо меньше. Уровень жизни весьма низкий. Руководство страны ничего не делает, для улучшения положения государства.

Нынешний президент Курманбек Бакиев пришёл к власти три года назад в результате "Революции Тюльпанов", но, по словам почти всех, с кем я говорил, жить за это время благополучнее не стало. Дороги разбиты, промышленность не развивается, в стране большие проблемы с коррупцией и наркотрафиком.

Киргизия занимает деньги у соседних государств, а потому что, зачастую отдавать нечем, долг возвращают электричеством. Из-за этого не хватает электроэнергии для себя и частенько вечерами в стране отключают ток.


Когда мы были там, такое происходило каждый день. Вся столица оставалась без света на несколько часов. Генераторы для многих там уже давно стали нормой жизни. Мы жили в хорошей 4-ех звёздочной гостинице, но всё равно приходилось сидеть либо в темноте, либо при свете свечей.

Основная проблема в том, что стране очень тяжело зарабатывать. Нефти, газа, угля или других прибыльных полезных ископаемых у них почти нет, сильной промышленности тоже не создано. Одна кыргызско-канадская компания по добыче золота приносит четверть объёма всего ВВП страны.

Значительные деньги Кыргызстан получает от США за аренду части территории аэропорта Бишкека, на которой американцы разместили авиабазу. Именно оттуда вылетали самолёты бомбить Афганистан, когда была активная стадия операции против талибов.

На что действительно Кыргызстан мог бы сделать ставку — это на развитие индустрии туризма. Природа у них просто потрясающая. "Высокие горы, покрытые ледниками, сменяются плодородными долинами, по которым, пенясь, несут неумолимо свои воды бесчисленное количество рек, неописуемой красоты озера, в окаймлении снежных вершин", — гласит выдержка из одного из путеводителей по Киргизии, и она ничуть не приукрашивает действительность.


В деревнях люди встают рано. Уже в 5 утра большая часть жителей на ногах. Солнце ещё не взошло, а полевая кухня рядом со скотным рынком вовсю готовит завтраки для пастухов, торговцев и крестьян.
Фото: Джонатан Мэринг (Jonathan Mehring)

В горных районах страны открываются пейзажи, завораживающие своим великолепием. Горы, снега, ледники, леса, озера, девственная, нетронутая человеком природа. Я уверен, что поехать туда было бы интересно людям туристам из Европы, Северной Америки и других регионов мира. Но продвижение туризма и развитие этой отрасли требует гигантских инвестиций, вложений, строительств, улучшений и много времени.

Сомневаюсь, что на современном этапе Кыргызстан обладает достаточным количеством ресурсов для всего этого. Ну а пока всё будет, так как сейчас, а отключения света вечерами будут продолжаться, страна будет представлять только для немногочисленных туристов-экстремалов.

Некоторое время назад я прочитал в каком-то журнале, что Бишкек — это самая скучная и унылая столица из всех бывший советских республик. Не могу сказать, является ли она прямо таки самой скучной, но красивой и интересной её точно не назовёшь. Типовая застройка, невыразительная архитектура, почти полное отсутствие оригинальных строений, пыль, грязь. К тому же даже в столице дороги находятся в очень плохом состоянии.


Кларк Хасслер (Clark Hassler) – 360 flip
Несмотря на то, что это была одна из первых заграничных поездок Кларка (Clark Hassler), и он сразу попал в столь экзотическое место, всем своим видом он старался показать, что чувствует себя также комфортно, как и дома в Нью-Йорке. Весь тур Кларк думал о своей девушке и старался звонить ей каждый день, умудряясь найти пункты международной связи в самых удивительных местах вроде кыргызской деревни или спальных районо Алма-Аты.
Фото: Джонатан Мэринг (Jonathan Mehring)


Если вам нужно обилие достопримечательностей, чистота и комфорт, Бишкек точно не для вас. Но если вас манят приключения, привлекают малоизведанные места, интересно побывать там, где большая часть знакомых, точно никогда не окажется, то столица Киргизии неплохой выбор. К тому же, на самом деле, там довольно безопасно, а местные люди приветливы и доброжелательны.

Перед поездкой в Кыргызстан я несколько опасался за то, как отнесутся к нам местные, ведь низкий уровень жизни частенько не способствует добропорядочности граждан. Но теперь мне кажется, что киргизы приятнее и добрее народа Казахстана. В отличие от Алма-Аты и Астаны, нас ни разу не прогнали ни с одного спота, прохожие проявляли интерес к скейтбордингу, приветствовали трюки.


Посещение скотного рынка в 5 часов утра стало самым ярким моментом пребывания в Караколе. Этот как машина времени. Темнота, холод, свет от костров, сотни коров, овец, быков, свиней, коней, вперемешку с десятками людей, приехавшими со всей округи. Думаю, примерно также всё выглядело там и 200 и 300 и 500 лет назад.
Фото: Джонатан Мэринг (Jonathan Mehring)


Оказывается, в Бишкеке тоже есть своя небольшая скейтовая сцена, скейтеры, неплохие споты. Конечно, любителей скейтбординга там можно пересчитать по пальцам, но то, что они там есть уже круто. Здорово, что досочная культура охватила уже почти весь мир.

Лучшее место катание в Бишкеке — площадь перед филармонией. Лично я бы не отказался иметь такой спот у нас в Москве. Идеальное покрытие, сэты из 6-7 ступеней, большое количество manual pad'ов и граней интересных форм. Всё это находится в самом центре города, вокруг всегда много народу, есть, кому себя показать, есть с кем познакомиться. Покатавшись вместе с местным скейтером Ромой Петенёвым по всему Бишкеку, нами было примечено ещё несколько классных препятствий.


Кенни Рид (Kenny Reed)
Кенни Рид в поиске спотов у ног казахского варианта трёх богатырей.
Фото: Джонатан Мэринг (Jonathan Mehring)

Из других запомнившихся мне фактов отмечу очень большое количество казино (в соседнем Казахстане их либо уже запретили, либо вот-вот запретят, поэтому все ждут наплыва желающих поиграть оттуда), высокие цену на солярку, превышающие цену на любой бензин, повсеместное расположение палаток и павильонов, торгующих сотовыми телефонами, новыми и подержанными (уж не знаю, как часто жители этой небольшой страны должны меня свои мобильные, чтобы все эти торговцы были востребованными). Сделав пятидневную остановку в Бишкеке, наша компашка двинулась дальше, на озеро Иссык-Куль, а именно в город Каракол.

Иссык-куль второе по величине горное озеро в мире после озера Титикака. Киргизы называют его жемчужной Киргизии. Катаясь каждый день более двух недель, под конец тура мы решили сделать себе небольшой отдых и побыть обычными туристами. Каракол — самый большой город на берегу Иссык-Куля. Там мы и остановились.

Джек Саббак (Jack Sabback) – fs 180 fakie nosemanual
Это чуть ли не единственный спот в Казахстане, где нам были рады. Владельцы пиццерии сказали, что мы можем кататься тут сколько захотим, а после того, как стемнело, позвали вернуться на следующий день. Подобных крылец на этой улице десятки, и утром мы начали раскатываться на пороге у входа в банк. Через 5 минут у Кенни Рида вылетела доска, разбила витрину, и больше тут мы не появлялись.
Фото: Джонатан Мэринг (Jonathan Mehring)


Но город, это только одно название. Большая деревня с несколькими улицами, деревянными домами и приусадебными участками. Думаю, что мы со своим скейтерским видом и разговорами на английском языке, выглядели там, по меньшей мере, пришельцами с другой планеты. За два дня мы успели съездить на термальные источники в горы, спуститься к воде, полазить по заброшенной советской военной базе, на которой испытывали торпеды и, даже, посетить могилу Пржевальского.

Да-да, путешественник, ставший известным благодаря лошади, названной его именем, похоронен в Караколе. Далее предстояла дорога назад в Алма-Ату. Лучшим её моментом стало пересечение Киргизско-Казахской границы. Пограничный пункт представлял собой два вагончика, дело было в 2 часа дня, и мы были первыми, кто пересекал границу в тот день.

* * *

По приезде в Алма-Ату у нас было ещё два дня, но сил кататься, ни у кого уже толком не было. В основном время прошло в тусовках и подготовке к отъезду. Кстати, если вас интересуют кутежи и вечеринки, ночная жизнь Алма-Аты может дать фору многим более известным городам. В этом плане, там есть, где развернуться.

В целом, эта поездка была трудной, но очень интересной. Пришлось проделать огромный объём работы по организации жилья, переездов, изучению городов и стран, поиску контактов на местах. Нелегко было свыкнуться с некоторыми особенностями местного колорита, отношением к катанию, особенно в Казахстане, а для некоторых даже с среднеазиатской кухней.

Вигер ван Вагенинген (Wieger van Wageningen) – fs lip to bs blunt
Вигер всегда отличался наличием в своем арсенале уникальных трюков. Думаю, из-за этого он и сумел добиться успеха не только в родной Голландии, но и Америке. Посмотрите любой его профайл, чтобы понять, что я имею в виду. На самом деле, классно, когда скейтер катается не так, как все. Смотреть такой скейтбординг намного интереснее, да и остальных он настраивает на креатив.
Фото: Джонатан Мэринг (Jonathan Mehring)

Но никто, из тех кто поехал, не пожалел о согласии принять участие в этой экспедиции. Вряд ли эту поездку можно назвать классическим скейтовым туром, скорее это было приключение, если вам угодно, авантюра, и она удалась. Желаем и вам побольше таких приключений, туров, о которых приятно вспомнить, интересных выездов. Путешествуйте больше!

P.S. Большое спасибо всем, кто помогал нам в Казахстане и Кыргызстане на протяжении этих трёх недель. Не буду перечислять всех по именам, чтобы никого не забыть. Во многом эта поездка стала возможной благодаря вам. Особая благодарность Витя Магдееву, Архату Амангельдину и Роме.

Ссылки по теме:
- Опровержение Бората. Часть 1
Автор: Коробков Кирилл Фотограф: Джонатан Мэринг (Jonathan Mehring)

Комментарии

comments powered by HyperComments