Скейт, скейтбординг, skate, skateboard

Как снимать «раскадровки». Ликбез для начинающих скейт-фотографов 9 декабря 2008

Как снимать «раскадровки». Небольшой ликбез для начинающих скейтборд фотографов. В скейтборд терминологии «раскадровка» — это серия кадров, последовательно отображающих полностью какой-то трюк. Этакий небольшой фотографический микрофильм, досконально протоколирующий момент реальности

Обычно скейтборд фотографы начинают снимать раскадровки в том случае, когда трюк состоит из нескольких элементов, включающих в себя флип вращение со скольжением или грайндом, и длящийся продолжительное время. Такие трюки практически невозможно запечатлеть одиночным кадром.


Родионов Дмитрий – bs tailslide to nose manual nollie 360 flip
Достаточно взглянуть только на обширное название этого трюка, чтобы понять – без раскадровочной камеры фотографу тут делать нечего.
Фото: Маслов Лев

Раскадровка также может быть уместна в том случае, когда условия съемки не позволяют сделать хорошего одиночного кадра. Например, на споте с очень свирепыми секьюрити, когда только быстрота, молниеносность и решительность могут привести к положительному результату.


«Раскадровки» появились в скейтборд журналах в начале девяностых, когда производители камер выпустили на рынок ряд моделей фотоаппаратов с достаточно мощным мотором, способным быстро протягивать за короткий промежуток времени большое количество экспонируемой камерой пленки. Подобные «скейт мультики» мгновенно пришлись по вкусу скейтерам, — с тех пор победное шествие «раскадровок» продолжается и по сей день.

Не смотря на, казалось бы, видимую простоту, грамотно снять хорошую раскадровку – задача непростая. Научиться снимать такие штуки – очень легко, но вот сделать по-настоящему запоминающуюся и необычную серию – задача весьма и весьма непростая. Но я уверен, если вы приложите немного терпения и усидчивости – все у вас получится.


Конышев Гоша – tail pop 50-50 drop
Гоша Конышев славится своими нестандартным арсеналом трюков. Спот далеко не раскадровочный, но Гоша показал достаточно достойный вариант, а 8 кадров в секунду тут пригодились как не зря, кстати.
Фото: Маслов Лев

Вообще, изначально, к вопросу съемки раскадровок надо подходить с головой. Главное помнить, что базовые трюки практически всегда смотрятся более выгодно одиночным кадром, тем более, если вы пользуетесь выносным светом.

Подбор камеры

Начнем с подбора камеры. Тут, все просто: для съемки подойдет любая цифровая камера, способная снимать со скоростью от 8 кадров в секунду. Именно такая скорость необходима, чтобы запечатлеть абсолютно все фазы движения скейтера во время выполнения трюка. Сразу замечу, что сегодня снимать раскадровки на пленку – занятие ресурсоемкое и неблагодарное. В этом вопросе «цифра» как никогда выручает!

Простая арифметика: «средняя» раскадровка — порядка 16-ти кадров, порой на съемки уходит несколько часов, за это время количество попыток, сделанных скейтером может достигать сотни, — только прикиньте какое количество недешевой пленки пришлось бы потратить. А ведь вероятность того, что скейтер, в итоге, так ничего и не сделает, — очень высока, и вы уедете со спота несолоно хлебавши, в большом «минусе».

Поэтому повторюсь еще раз: мы снимаем раскадровки только на цифру, цифру и еще раз на цифру. К сожалению, такой «скорострельностью», которая необходима нам, обладают только топовые модели цифровых «зеркалок», которые стоят баснословных денег, зачастую никак не доступных начинающим фотографам.


Есаулков Влад – gap to lipslide
Московская площадь, Санкт-Петербург, славится периодическими атаками со стороны секьюрити, поэтому фотографу Льву Маслову ничего не оставалось, как быстренько снять раскадровку этого трюка в момент затишья. Благо, Влад Есаулков славится тем, что практически любой трюк делает с первого раза. Ребятам не пришлось спасаться вприпрыжку от бойцов невидимого фронта.
Фото: Маслов Лев

Но выход есть: так как для раскадровок почти не требуется большое разрешение, обычно их собирают из отдельных кадров размером чуть больше спичечного коробка, то старые, снятые с производства 4-6 мегапиксельные топ камеры – наш выбор. Все, что надо — купить на вторичном рынке фотоаппаратуры такого «монстра». Такие камеры легко найти в фото комиссионках, и цены на них постоянно падают.

Выбор экспозиции

Минимальная выдержка, от которой можно «плясать» при съемке раскадровок – это 1/500 с. На более долгих выдержках вам вряд ли удастся «заморозить» движение скейтера, а при съемке быстродвижущегося объекта, вплотную с «фишаем», возможно понадобятся даже еще более короткие выдержки – до 1/640 с. или 1/800 с.

Диафрагму выставляем по вкусу, и исходя из световых данных. Если вы снимаете с «фишаем», то это может быть f. 3.5 или f.4, — благодаря особенностям объектива даже на такой «дырке» вся картинка будет предельно резкой. Если вы засели в кустах с длиннофокусным «телезумом», тогда не забываем про «грип» (глубину резко изображаемого пространства), подбирая диафрагму соответственно. Здесь надо руководствоваться следующим правилом: допустимо, чтобы скейтер «уходил в расфокус» на «приземлении», а вот «подъезд» и сам трюк лучше постараться «уместить в резкость».


Конышев Гоша – flip fs pivot
Еще один пример «классической раскадровки». Снять флип в сочетании со «столом» очень сложно, так же сложно, впрочем, как и сделать этот трюк. Поэтому шансов в случае неудачи, на повторение трюка у фотографа не было. Вооружившись поговоркой: «Лучше синица в руке, чем журавль в небе», -- он решил перестраховаться раскадровкой.
Фото: Маслов Лев


Не очень приятно смотреть даже на самый крутой трюк в исполнении туловища без головы, либо чего еще хуже, наблюдать за тем, как на протяжении дюжины кадров две штанины в кроссовках перепрыгивают улицу
Если все вышесказанное мной напоминает вам учебник по китайской грамоте, и слова вроде: «грип», экспозиция и диафрагма вызывают у вас легкое недоумение, браться за раскадровки вам еще рано, для начала освойте любой учебник по фотографии, познакомившись с самыми азами съемки.

Но, а мы продолжим. На 1/1000 с любое движение скейтера будет абсолютно остановлено, если конечно, вы не пытаетесь снять полет ракеты «Першинг». Более короткие выдержки диафрагмы используются фотографами крайне редко, чтобы снимать на таких выдержках, надо очень много света, а света, как известно, никогда много не бывает. Безусловно, все вышесказанное касается только съемки раскадровок в дневное время, без всяких вспомогательных источников света. Ночная съемка раскадровок со вспышками – отдельный разговор для другого раза.

Кстати, большое значение ISO и появление шума в кадре, как последствия съемок раскадровок в пасмурную погоду или в сумерки без дополнительного источника света, не является такой уж большой проблемой – маленький размер печатаемого кадра также позволяет деноминировать подобные неприятности. Вы даже можете безбоязненно снимать раскадровки в формате JPEG по той же самой причине – камера будет быстрее обрабатывать такой объем информации, да, и при сохранении такие раскадровки более щадяще относятся к объему вашего харда.

При съемке раскадровок также полезно не пренебрегать минимальными законами построения кадра. Старайтесь не обрезать части тела – не очень приятно смотреть даже на самый крутой трюк в исполнении туловища без головы, либо чего еще хуже, наблюдать за тем, как на протяжении дюжины кадров две штанины в кроссовках перепрыгивают улицу.


Кузовенко Михаил – flip bs pivot
Как говорится, «виса верса», тот же самый трюк, на том же самом споте, только в backside позиции. В этом случае поговорка: «От перемены мест слагаемых результат не меняется», -- не работает. Еще как меняется – не верите – попробуйте сделать оба эти трюка сами.
Фото: Маслов Лев

Также не допускайте «прилипания» фигуры скейтера к краю кадра, зачастую такие раскадровки смотрятся не очень аккуратно. Если перила длинная, то ее лучше снять издалека телезумом полностью, чем делить фишайными кадрами препятствие на части. Не забывайте, что «фишай» не всегда к месту, — иногда он чересчур «усредняет» изображение препятствия, делая его слишком стандартным. Чем ближе и ниже вам удастся подобраться к препятствию, тем больше и страшнее оно будет казаться на снимке, но тут также стоить помнить, что «фишай» снова может лишить спот индивидуальности.

Слишком близкая точка съемки порой не так хороша: фокусируя внимание на препятствии, «фишай» может утянуть все внимание от интересного фона. Думайте, каждый раз при выборе объектива – ведь правильный выбор оптики – грамотная и интересная композиция — 100%-ный успех.

Точно также стоит поступать при выборе формата снимаемого кадра, особенно если вы снимаете на 35мм камеру – если вы хотите запечатлеть внушительных размеров «роуд гэп», горизонтальный кадр дополнительно подчеркнет размеры дистанции, которую необходимо преодолеть скейтеру. Вертикальные кадры обычно хорошо смотрятся с «хэндрейлами» и ступеньками, особенно в паре с «фишаем» — они задают определенный ритм, плюс, например, очертания ступенек — динамическую диагональ, что также может стать дополнительным выразительным изобразительным средством вашего снимка.


Провоторов Стас – varial heelflip
Фото: Артюхов Андрей

Кроме того, никогда не стоит забывать, что мы с вами все-таки снимаем специфический жанр со своими устоявшимися правилами. Не стоит упускать из виду, что «подъезд» и «приземление» желательно обозначить на снимке, хотя бы номинально. Старайтесь строить кадр так, чтобы они хотя бы небольшим кусочком, но умещались в нем. Таковы условия игры.

Техника съемки


Всегда помните следующий «закон Мерфи»: райдер сделает трюк именно в тот самый момент, когда вы отвлечетесь. Поэтому советую вам: всегда быть начеку, и снимать абсолютно каждую попытку
Всегда помните следующий «закон Мерфи»: райдер сделает трюк именно в тот самый момент, когда вы отвлечетесь. Поэтому советую вам: всегда быть начеку, и снимать абсолютно каждую попытку. Не жалейте расходных материалов — возьмите с собой карточку большого объема. Сделанный трюк лучше сразу «закрыть» — у всех камер есть функция «lock», предохраняющая снимки от случайного удаления пользователем.

Еще раз, старайтесь снимать все, каждую попытку: порой даже раскадровка падения может быть куда интереснее самого трюка. Иногда, во время съемок раскадровки случаются какие-то курьезы, которые также совсем неплохо запечатлеть. И не забываем про креативность: поверьте, еще один свич флип с 10-ти, снятый в упор с фишаем, пусть самый идеальный на свете, мало кому интересен, и вряд ли будет высоко оценен скейтборд сообществом.

Думаю, этой базовой информации для размышлений вам хватит сполна, чтобы начать снимать качественные раскадровки на профессиональном уровне. Дерзайте, больше снимайте, и я не сомневаюсь, что, в итоге, все у вас получится. Хочется сказать напоследок: не стоит слишком увлекаться съемкой раскадровок. Все-таки, не смотря на их повсеместное использование, это не совсем фотография.


Попонин Михаил – nose manual nollie heel out
Nose manual nollie heel out в огромный бэнк. Фотограф Дима Краюхин рассказывает: «… в прошлый раз нас очень сильно гоняли на этом споте, с проверкой паспортов и "типа собирались депортировать" за то, что мы без миграционных карт, поэтому на этот раз, мы пришли на спот чуть ли не в 8 утра, чтобы не застать охрану. Фанеру для «подъезда» мы «скомуниздили» с ближайшей стройки. Меня там «запалили» и сказали, что самим не хватает материалов, и что строители сами в поисках, где бы им что «скомуниздить»». В таких нерабочих условиях съемка раскадровки стала единственно возможным вариантом.
Фото: Краюхин Дмитрий

Как мне кажется, раскадровка — скорее ближе к съемке видео, этакий небольшой микрофильм. Оставим подобное фиксирование действительности для скейтборд операторов. Наша же цель – поиск и запечатление того самого единственного и неповторимого «момента истины», отражающего саму суть любимого занятия. В раскадровке мало поэзии и много документальности, она слишком сконцентрирована на трюке, а скейтбординг, поверьте мне, это далеко не просто скачки.

Давайте лучше стараться донести до зрителя всё то прекрасное, что есть в скейтинге, те прекрасные моменты, переживаемые на доске. Радость после удачного скейтсейшна со старыми друзьями, прекрасное ощущение «невыносимой легкости бытия», когда ты мчишь домой по пустой ночной улице и т.д.. И никогда не забывайте, что для настоящего мастера скейтборд фотография – это огромное поле для творческого самовыражения. Вперед, с максимумом энергии на создание новых скейтборд шедевров!
Автор: Лапин Алексей

Комментарии

comments powered by HyperComments