Лапин Алексей, один из первых тим-менеджеров и скейтеров в стране
|
Как произошло твое первое знакомство со скейтбордом?
В скейтовый мир впервые я окунулся очень давно. Это было лет 7-8 назад, точно не помню, кажись, весной 1999-го года. То ли я увидел клип Beastie Boys "Time to Living", то ли кто-то из приятелей рассказал мне, что есть такая модная штука, на которой можно прыгать, но осенью 98-го я поехал в Голландию, в Амстердам, с точной уверенностью, что приобретение роликовой доски - задача для меня первостепенная.
Тогда в Москве еще не было ни одного скейтшопа, поэтому доски доставались всевозможными способами: кто на что горазд! Скейтборд я там себе отыскал, и штука мне эта безумно понравилась. Трюков я, конечно, никаких тогда не умел, но даже простое стояние на доске вызывало у меня чувство невероятного восторга и восхищения. Кстати, оно не покидает меня и по сей день!
Спустя полгода, уже весной 99-го, я случайным образом оказался на "Поклонке" со скейтом (даже и не предполагал, что там кто-то может кататься кроме меня), где и познакомился со всей старой московской скейтборд-тусовкой. В то время еще активно катались: Миха Чемпион, Ашот Шабоян, Елисей Гладников, Юра Руль, Чиж, Тролль, Эльф, Денис Мархасин, Борян Берестов, Тема Давыдов, Австриец, Паша Сорокин и даже Слюнтяй (Андрей Артюхов).
Там же, на "Победе" я познакомился с Женей Роликом, который, узнав, что я учусь на "журфаке", пригласил меня писать в журнал "Extreme", первый в истории России специализированный журнал о скейтборде и сноуборде, издаваемый на бабки только появившегося "Адреналина". А также с Елисеем Гладниковым, с которым мы начинали и раскручивали сайт "Skateboarding.Ru". Вот так все и началось.
Как ты стал тим-менеджером команды Adio?
После окончания университета мне пришлось помыкаться: я писал об экстриме в газете "Советский Спорт", трудился в редакции журнала "Cool", но, в итоге, нигде долго не задерживался. В конце концов, через свою тогдашнюю девушку, по протекции, меня взяли в компанию "Freestyle.Ru" - писать новости на сайт за 200 долларов в месяц. Компания - это, конечно, громко сказано: нас тогда было четверо оболтусов, мы сидели в маленькой каморке "5 на 5", в подвальном помещении, но было очень весело.
Никакой скейтборд дистрибьюцией тогда и не пахло, и так как я был единственный, кто катался на скейте в компании, то мне и было поручено развивать это направление. Начиналось все с досок Melodica из Финляндии, которые мы переправляли через границу с проводниками "Льва Толстого", потом появился Blueprint, Axion, а потом все пошло-поехало: Adio, Planet Earth, Plan B и т.д.
На сегодняшний день список скейтборд марок, представляемых Freestyle Dist., приближается ко второму десятку и продолжает потихоньку увеличиваться. И так как скейтборд направление двигал я, то и командой заниматься также пришлось мне. Со временем состав команды увеличивался, менялся, а я потихоньку стал менеджером нашей команды.
Спонсорство в России: инструмент рекламы или мартышкин труд?
О, это очень хороший вопрос! Давно хочется поднять реальную, на мой взгляд, проблему, существующую в российском скейтбординге. Хотелось бы, высказать свое мнение по этому поводу, и чтобы его прочитали люди, имеющие непосредственное отношение к скейтборд индустрии: бренд- и тим-менеджеры, про райдеры. Может это поможет кому-то принять правильное решение, а кто-то задумается о своем отношении. Да, и рядовым пользователям сайта это также может быть интересно: ведь, из их рядов завтра выйдут новые "про".
Тибо Фродин (Thibaud Fradin) и Лапин Алексей во время приезда команды Cliche в скейтпарке "Адреналин" |
Как мне кажется, на сегодняшний день в российском скейтбординге сложилась весьма дурацкая ситуация, связанная со спонсорством, тим менеджментом и командами. Находясь внутри всей этой кухни и варясь в ней, и наблюдая за тем, как все развивается, могу сказать: все, происходит как обычно в нашей стране -- ЧЕРЕЗ ЖОПУ!
Можно поподробнее?
Пожалуйста. Начнем с наших, так называемых, "про райдеров". По сути своей это существа уникальные, подобных, которым на белом свете не сыщешь. Мне, за время своей работы приходилось не один раз общаться с иностранными (преимущественно европейскими) профиками, и скажу я вам: различие между ними и нашими перцами -- просто разительное!
|
Понятно, что катаемся мы намного меньше буржуев по времени, но, если учитывать запросы и аппетиты наших "про", растущие не по дням а по часам, и которые уже догнали, а кое у кого и перегнали запросы среднестатистического спонсируемого европейца, то складывающаяся ситуация весьма и весьма неоднозначна! Я совершенно убеждён на все 100 %, насмотревшись на катание иностранцев, что российским профикам пока еще объективно, весьма, далеко до них. У нас есть райдеры, которые могут показать отдельные сильные трюки, которые даже будет не стыдно вставить в добротное европейское видео, но, в целом, на этом все и заканчивается!
На общем фоне весьма слабо катающихся российских скейтеров выделяется человек двадцать, которые катаются более-менее сносно, из которых человек пять, если очень-очень сильно постараются, когда-нибудь могут иметь какое-то худо-бедное скейтборд будущее за пределами России, что само по себе маловероятно по причине их крайней ленивости. Вокруг этой "элиты" и вращается вся "туса".
Лапин Леша с Кокоревым Костей около забытого джипа |
|
Я слышал даже такие разговоры от наших про: мол, сейчас кататься особого смысла нет: вот, если бы мне спонсоры триста долларов платили в месяц, то тогда, да, -- я бы всем показал!
Насколько на самом деле различаются условия по спонсорству между российскими и зарубежными скейтерами?
Я не работал в иностранных компаниях тим менеджером, поэтому не могу говорить со сто процентной уверенностью, но, насколько мне известно, их условия, немного хуже наших на самом деле. Я разговаривал как-то на это тему с тим-менеджером команды "Cliche" и просто поинтересовался: сколько дек в месяц получают его скейтеры. Так вот: райдеры, которые находятся на "AM-спонсорстве" получают 3-4 деки в месяц, про райдеры - 4 -5 дек.
Но самое интересное: паренек, который катается в "флоу команде" Cliche (их "флоу" райдер, приблизительно, тоже самое, что наш "про") во Франции, получает одну деку в месяц. Одну деку в месяц! В то время, как любой райдер Freestyle получает 5 дек в месяц! По-моему, разница видна невооруженным взглядом. То, что получают наши райдеры от своих спонсоров -- многие бы европейцы писались кипятком от счастья, если бы получали то же самое.
А что взамен? Взамен: ни благодарности, ну, и Бог с ней, но и никакой отдачи толком. По сути, у наших райдеров следующая установка, как у российских бандитов в начале 90-ых по отношению к бизнесменам: "Вот, мы, пацаны, а это, типа, барыги. И они нам типа должны по определению". То есть райдеры все такие, из себя крутые: катаются, мочат трюки, а спонсоры наживаются на них, гребут бабки лопатой за счет райдеров. Поэтому спонсоры по жизни обязаны райдерам, а райдеры вправе делать то, что им заблагорассудится, и чихать они хотели на всех.
Доски и остальной стафф, выдаваемый бесплатно, распродается, шмотки носятся какие заблагорассудится, а не те, которые выдаются спонсором, а катание протекает по большему счету в свое удовольствие, где-нибудь на "Поклонке".
Лапин Алексей с отличным окружением |
Каждый раз, когда пытаешься райдера как-нибудь напрячь: снять трюк или принять участие в каком-нибудь мероприятии, то в ответ получаешь либо порцию негатива, либо какую-нибудь отмазку. "Зачем я поеду в какой-то город, на какие-то соревнования, -- рассуждает российский про райдер, -- мне и тут хорошо! Я лучше покатаюсь на своём локальном споте с 3-мя своими друзьями, и всё будет отлично. Я же прогрессирую, я же делаю новые трюки!". Вот такая, приблизительно, логика.
В чем же причина такого поведения, на твой взгляд, со стороны русских про?
|
Если человек катается за какую-то команду, -- он испытывают гордость, что он -- член команды, что он представляют конкретную марку. То есть такое, чтобы приехать на какое-то мероприятие от своего спонсора и при этом быть в одежде от другой фирмы -- это дурной тон!
Везде, конечно, есть дураки, которым на все наплевать, но у нас их почему-то превалирующее количество. И вопрос тут не в деньгах или штрафах или еще в чем-то еще, а в самом отношении людей к компаниям, на которые они, по сути, работают. На моей практике дело доходило до курьезов: райдеры приходили ко мне в офис за зарплатой и при этом были в кроссовках другой фирмы. У нас же конкуренции как таковой особо нет: "крутые" зажрались, у всех давно завышенная самооценка - отсюда и все безобразие!
Второе -- это чисто русский менталитет того самого Емели на печи, который лежит себе, лежит и в ус не дует. Авось, все само как-нибудь уладится. Наши райдеры, по сути, хотят только одного: развлекаться, валять дурака. Но при этом им очень хочется денег за свое катание, а заодно неограниченное количество всякого стаффа, и чтобы ничего взамен не делать -- вот это идеальный расклад! Приходить к спонсорам, забирать свои бабки ежемесячно, набирать вещей -- сколько влезет, при этом одевать себя и заодно всех друзей во дворе. Спонсор -- лох и его надо развести: вынести побольше, потрудиться поменьше. Вот, это по-нашему!
А как же спонсоры? Неужели они такие безобидные дойные коровы, которых охомутали про райдеры-проходимцы?
|
Команда создается для галочки, чтобы "как у людей все было". Фотограф и оператор с ней не работают, в поездки команда не ездит, демо выступлений не устраивает. Смысла в подобного рода командах я не вижу.
Лапин Алексей и Миша Попонин |
В общем, суммируя все вышесказанное: спонсорство в России - это проблема о двух концах. С одной стороны безразличное отношение российских про к своим спонсорам: нежелание работать, непонимание того, чего от них требуется; с другой - "неврубные" спонсоры, создающие команды по принципу "как у всех" и незнающие, что им надо от райдера и что с ним делать.
Как же быть? Как-то можно поменять сложившуюся ситуацию?
Скорее всего, ситуация изменится сама собой со временем. Будет расти общий уровень катания, на скейт сцене будут появляться новые и новые люди, конкуренция с годами будет увеличиваться, ожесточаться. В итоге, "неврубные" будут отходить на второй план, а вперед выдвигаться самые пробивные и самые работоспособные, те, которые действительно очень сильно будут хотеть добиться чего-то.
"Элита" рано или поздно спохватится, что надо пошевеливаться, потому что если ковырять в носу, на твое место придет десять абсолютно таких же гавриков, катающихся на абсолютно таком же уровне. Как только такое время настанет, то сразу все у нас моментально изменится. И если я такой-сякой, из себя весь гениальный, но просиживаю целыми днями на "Поклонке", да раскуриваюсь с чуханами, не снимаюсь с операторами, не езжу в поездки, то в любой момент меня выгонят из команды, и никто никогда больше не вспомнит о моем существовании.
|
Например, если райдер систематически не выполняет условий контракта, ходит в одежде других марок, не катается, не хочет принимать участие в соревнованиях, ещё как-то ведёт себя, как не подобает про райдеру, -- таких надо выгонять из команды незамедлительно и без всякого сожаления, чтобы другим впредь неповадно было. И желательно, чтобы другие спонсоры оповещались и также не соглашались спонсировать этого персонажа.
Я, конечно, прекрасно понимаю, что говорю сейчас утопичные вещи: ибо, понятно, что для одного неудача, то другому на руку, и "отверженного", если он вдобавок еще и неплохо раскручен, тут же подхватят. Но было бы здорово, если бы существовала подобная солидарность между компаниями. Возможно, подобные совместные акции могли бы иметь какой-то положительный эффект.
Лёха Лапин -- рубаха-парень. Во время Adio-тура по стране этим летом
|
Наша команда одна из самых больших в России на данный момент, причём состав команды меняется постоянно. Очень много людей приходит и уходит, идет постоянный отбор. На самом деле мне очень сложно выгонять райдеров из команды. И даже, когда я вижу, что человек уже не работает или начинает с неуважением относиться к маркам, которые он представляет, к компании, ко мне лично, я еще сто раз подумаю, стоит ли с ним расставаться: а вдруг я ошибаюсь, и он исправится, может у него просто неудачный период в жизни и все такое.
Но с годами я все больше и больше прихожу к той точке зрения, что с райдерами в нашей стране можно работать только при следующих условиях: ты жёстко ставишь райдера в определённые рамки, предварительно жестко обговариваешь все пункты ваших взаимоотношений с ним и еще раз жестко настаиваешь на том, чтобы они соблюдались безукоризненно. В случае невыполнения условия контракта - наказывать, штрафовать, выгонять из команды. Потому что у нас в России вариант пряника не работает вообще никак. У нас работает только вариант кнута. Я стараюсь обязательно отслеживать то, что набирают райдеры.
Существует определённый лимит, который райдеры не должны превышать и который они могут превышать только в экстренных случаях, с моего разрешения или с разрешения уполномоченных сотрудников компании. Кроме того, мы стараемся постоянно организовывать какие-то мероприятия для райдеров, где они могли бы засветиться -- будь то поездки, соревнования, стараемся всех райдеров задействовать по максимуму. Если одни райдеры едут, например, в поездку в начале месяца, то в конце следующего я стараюсь подобрать такой состав, чтобы поехали райдеры, которые еще не выезжали.
Ну, и, конечно, стараюсь, как можно чаще персонально видеть райдеров, потому что если нет персонального контакта больше месяца, и ты понятия не имеешь, чем занимаются твои бойцы - это также ни к чему хорошему не приводит.
Вы организовали самый масштабный тур в истории российского скейтбординга весной. Пять райдеров в течение почти трех недель объехали 8 российских городов. Как ты оцениваешь с точки зрения тим-менеджера поездку? Всё ли вы осуществили, что задумывали? Будут ли в будущем подобные поездки?
Да, поездка, я считаю, была очень удачной. Подобные поездки будут обязательно. Я надеюсь, что эра поездок в российском скейтбординге началась. Мы будем выезжать обязательно, и я думаю, другие компании тоже будут вывозить своих райдеров. Как мне кажется, в ближайшее время в России будет очень плотная конкуренция по поездкам, по материалам. Все будут ездить в разные места. Ибо смысл в таких поездках есть.
Вот, мы съездили в "Rock Adio Tour", нас видели в восьми российских городах, в нескольких крупных административных центрах. Мы сделали материал в "Досках", статьи на двух сайтах, сделали новостную ленту на Skater.Ru и ещё выпустим DVD, где будут лучшие моменты тура запечатлены. Я общался с ребятами, я узнал их получше, я понял, к кому какой подход необходим, как надо работать, мы очень плодотворно покатались. В общем, я очень доволен этой поездкой и считаю, что это был один из самых грандиозных скейтборд-проектов в этом году, самый знаковый. С удовольствием вспоминаю, как мы тогда здорово покуролесили.
Есть ли смысл в заграничных поездках, или нам пока лучше не соваться туда, чтобы не позориться?
Я считаю, что поездки заграницу должны быть обязательно: даже если нам и нечего там показать, то, по крайней мере, есть чему поучиться. Но, вы понимает, что компании не могут себе позволить бессмысленные поездки. Типа того: "Давайте поедем на "Mistic Cup", там, круто тусоваться и развлекаться!". Такие поездки не представляют никакой ценности, это выбрасывание денег на ветер, да, и только!
|
Расскажи, до конца осталось не ясным, с чем связаны последние изменения в команде, в частности, уход Алексея Струкова и Миши Попонина.
Я бы не хотел вдаваться в подробности, потому что подобные пересуды все равно ни к чему хорошему не ведут, а лишь провоцируют возникновение новых сплетен и пустого чесания языком. Что случилось, то случилось. Скажу лишь, что у нас были претензии к райдерам относительно их отношения к нам, их спонсору.
А можем мы ожидать дальнейших изменений в составе команды Adio?
Не исключено. Мне казалось, что костяк команды, уже давно сформирован, но действительность показывает, что нет, это никакой не костяк, а так, труха какая-то. На мой взгляд, сейчас в команде назревает небольшой кризис. Может быть, поэтому от весеннего "рокадиовского" состава и осталось только четыре человека, и я бы не сказал, что я ими очень доволен.
Вот, например, Миша Мажега -- самый старый райдер в команде, который катается за нас. В "Rock Adio Туре" он был самым активным членом команды, катался больше всех, и у него, наверное, самая лучшая подборка трюков за всю поездку. Зато в Екатеринбурге он особо не напрягался. Мажега, кстати, классический пример того человека, с которым надо постоянно работать: как только ты теряешь его из поля зрения -- сразу начинается расслабуха, какие-то непонятные тусовки. Его надо постоянно цеплять, отправлять в какие-то поездки и заставлять кататься, иначе весь сезон будет проведен на "Поклонке", как собственно и произошло прошлым летом (поэтому у Мажеги и нет профайла во втором "Imagination 2").
Миша Мажега и Лапин Алексей |
Раздолбай -- такого еще поискать еще надо. Просишь его: сделай загранпаспорт, он говорит: "Хорошо.", -- потом проходит полгода, паспортом и не пахнет. Хорошо, не делай загранпаспорт, принеси мне две справки, я сам тебе сделаю загранпаспорт. И человек ещё полгода получает справки, в итоге, приносит их, но без фотографий. Опять говоришь: сделай фотографии. В итоге, человек три месяца будет делать фотографии и принесет их тогда, когда справки уже устареют и будут никому не нужны. А ведь у него есть реальная возможность поехать заграницу, поехать в Европу, побывать на каких-то серьезных соревнованиях!
У нас в России есть талантливые способные ребята, которые могли бы выйти на европейский уровень, но с таким отношением, повторюсь еще раз, далеко не уедешь, - всё останется, как и было, на дворовом уровне. Так что ничего определенно относительно будущего команды сейчас сказать я не могу, но СКОРЕЕ ВСЕГО каких-то кардинальных перемен произойти не должно.
ТОП 5 по мнению Леши Лапина
|
А что значит "скорее всего"?
|
Но я знаю, что нашей компании нужна сильная, крепкая, функциональная команда, в которой каждый райдер будет работать и отрабатывать деньги, вложенные в него. Очень хочется, конечно, чтобы наша команда всегда оставалась одной из самых уважаемых и самых сильных на российском рынке.
Ну, и, напоследок, пару советов тем читателям сайта, которые спят и видят, что когда-нибудь их тоже начнут спонсировать, и они будут гордо называться "про".
Дерзайте! Начать спонсироваться не так, уж, и сложно на самом деле. Главное, помнить одну простую вещь -- не важно, как безбашенно кидаетесь вы на препятствия, гораздо важнее - что вы за человек, и обладаете ли вы такими качествами как: ответственность, порядочность, желанием кататься, прогрессировать, сниматься, ездить в другие города, в туры, работать и продвигать марки спонсора, стараться быть уважаемым и авторитетным человеком в скейтборд сообществе.
Это намного важнее того: насколько высоко вы можете сделать фронтсайд флип! Учитесь уважать себя, своих спонсоров, учитесь быть открытыми к окружающему миру, быть позитивным и тогда, я уверен -- всё у вас получится!
Комментарии