Скейт, скейтбординг, skate, skateboard

F.A.Q по съемке от Мазаева Антона 20 ноября 2007

С возрастающей популярностью скейт-съемок и всего, что с этим связано проект Skater.ru предлагает вашему вниманию F.A.Q от Мазаева Антона, который согласился выступить нашим экспертом

Антон — достаточно известная личность в московской тусовке, он хорошо разбирается в технике и с радостью поможет начинающим освоить азы и понять тонкости съемок.

Привет! Расскажи немного о себе, сколько тебе лет? Давно ли катаешь? И сколько занимаешься непосредственно съемками?

Привет. Меня зовут Мазаев Антон, но проще Мазай, мне 24 года, на скейте стал кататься с 2000 года, уже 7 лет получается. Снимаю скейтборд на видео с 2001 года.

Как пришел к этому увлечению?

Мы каждый день катались с друзьями и решили, что пора снимать все это на память, взяли у друга камеру и стали по очереди снимать, кататься. И что-то мне сразу так это понравилось, что стал я снимать все чаще, а кататься все реже, купил себе первую камеру любительскую, которую у меня в парке украли довольно быстро, и понеслось. После пропажи камеры мы с друзьями обзавелись Sony vx2100, я наладил партнерские отношения с представителями компании Raynox в России и стал снимать через их стекла

Какая у тебя камера?

Сейчас я работаю на телевидении и поэтому имею доступ к большому количеству камер, но чаще всего снимаю на vx2100, Panasonic'и DVX серии и Sony HDR-FX7 E. Вообще, за всю жизнь на что я только не снимал. И хочу заметить, что HD — это только начало, путь от VHS-C до High Definition был пройден довольно быстро, так что в ближайшие годы можно ожидать чего угодно.


Легендарная камера Sony Sony DCR vx2100

Насколько сложна операторская профессия в плане скейтбординга?

Сама операторская работа в скейтбординге разительно отличается от всех других видеосъемок (по крайней мере для меня), люди, снимающие скейтборд смотрят на окружающий мир совершенно другими глазами, видят вещи в другом свете. Например, если взять оператора, который всю жизнь снимал свадьбы или сюжеты для новостей, и попросить его снять скейтбординг, мы получим заурядный кадр, который не будет отличаться от 1000 других точно таких же, а если скейтборд-оператор будет снимать сюжет для новостей, то картинка будет разительно отличаться, как бы это правильней сказать, красивее что-ли, интересней это точно.

Мазай за работой

Потому что человек, снимающий скейтбординг, сразу попадает в определенные рамки, снимая ниже которых, он не будет интересен как оператор, да и представьте себе, райдер, например, убивается со свич трешки с сэта, а оператор или не снимает кадр или снимает, но очень плохо, с ним больше никто не будет снимать трюки, потому что это лишняя трата времени, а часто и здоровья. Ты всегда должен придумывать что-то, искать хорошие ракурсы, снимать так, чтобы все оставались довольны, а это, поверьте, не очень просто.

Сколько стоит камера для начинающих?

Мне в IСQ очень часто пишут парни со всей России, которые хотят начать снимать скейтбординг, и всех интересует один вопрос, если не хватает денег на профессиональное оборудование, что можно купить, чтобы и картинка была в норме, да и с ручными настройками можно было научиться разбираться, я всем советую на данный момент только Panasonic gs500 за 24000р, соотношение цена/качество, пожалуй, лучшее на рынке. Конечно, можно поискать и купить старые модели Sony, 940, например, с которой Саша Худ начинал, но их, честно говоря, днем с огнем не сыщешь, да и дешево купить не выйдет.

Вообще, покупая бюджетную камеру, в первую очередь надо смотреть на матрицу, ее размер. Чем больше пикселей в матрице и чем меньше ее размер, тем выше будет качество картинки. Например, стандартная матрица у всех бюджетных камер самого низкого ценового диапозона имеет размер 1\6 и 800000 пикселей, камера с такой матрицей плохо передает цвета, плохо снимает при слабой освещенности и вообще хуже только на мобильники снимать.

Желательно приобретать камеру с 3 матрицами, когда каждая из матриц отвечает за определенный цвет, и даже если три матрицы имеют размер 1\6 и 800000 пикселей, то картинка будет лучше, чем у одноматричной модели с такими показателями. Мне кажется, если денег уж совсем нет, то стоит поискать б/у камеры с матрицей 1/4,7, у Sony есть старые одноматричные модели, которые довольно неплохо снимают, и из-за отсутсвия финансов с них вполне можно начать.

Сколько стоит хорошая профессиональная камера?


Вопрос денег очень остро стоит: профессиональные камеры стоят не мало, ценник начинается от 50000р и конец этого ценника ого-го какой, и надо учитывать, что тебе понадобятся еще и фишай, свет, аккумуляторы и т.д.
Вопрос денег очень остро стоит: профессиональные камеры стоят не мало, ценник начинается от 50000р и конец этого ценника ого-го какой, и надо учитывать, что тебе понадобятся еще и фишай, свет, аккумуляторы и т.д., все это выходит довольно в кругленькую сумму, и поэтому лучше 10 раз подумать, готов ли ты потратить такую сумму на то, чтобы снимать скейтбординг, и не факт, что ты вообще, когда-либо отобьешь свои деньги назад, это просто любимое дело, на которое будут тратиться большие деньги, но взамен ты получаешь ни с чем несравнимое удовольствие. Есть люди, которые, купив камеру, сразу думают, что им начнут платить деньги за то, что они снимают. Это самое большое заблуждение, лично я всегда снимал только потому, что мне это нравится, а если еще и перепадают деньги, то это вообще отлично. Не стоит ставить зарабатывание денег на первое место, на первом месте всегда должна стоять сама идея, продвижение скейтбординга и никак по-другому, иначе вообще теряется смысл этим заниматься.

Какие сейчас самые лучшие фирмы на рынке?

Ну, тут все просто, на рынке есть явные лидеры и компании, которые пытаются за ними угнаться. Флагманом по-любому является Sony, за ним, дыша в спину, идет Panasonic, а дальше уже и Canon, и Jvc, и Бог знает что. Но мне кажется, что Sony для скейтборд-оператора всегда останется компанией номер 1, самый лучший пример — это vx1000, камера, которой уже много лет, но которую до сих пор по просторам интернета ищут все, кто хочет снимать экстремальный спорт на видео.

Какой минимальный набор должен быть у оператора?

Самый минимальный набор — это камера и мозг, без этих двух составляющих у тебя точно ничего не выйдет. А так, конечно, не помешает пара запасных аккумуляторов. Вот это минимум. Ты можешь обойтись без фишая, без света, но без камеры и без мозга никак не обойтись.

Расскажи, как обычно проходит съемочный процесс? С чего должен человек начинать?

Съемочный процесс, я думаю, у каждого свой, это зависит и от оператора, и от райдера, которого снимают. Я, например, когда вижу спот, сразу же начинаю прикидовать, как будет смотреться трюк с разных ракурсов, выбираю по моему мнению лучший и кричу "погнали". А вообще больше всего нравится просто ездить по городу, и, увидев хорошее место, снять на нем хороший трюк. Несколько раз были спонтанные кадры, когда ты с человеком о скейтбординге не думаешь и занимаешься другими делами, а тут бам.. сэт крутой, и камера есть, и скейт, и райдер кричит оооо давай попробуем быстренько, и всё получается — вот это круто.

Какие тенденции сейчас сложились в России? Насколько операторское искусство у нас продвигается?

Ну, немного тему тенденций я уже затронул выше, про людей, которые хотят всего и сразу. А так все хорошо, правда хорошо, посмотри вот любой контест, народу с камерами чуть-ли не больше райдеров, главное чтобы у всех были стиль, вкус, чтобы это не было конвейером. Вообще интерес к видео большой.


Panasonic gs500 -- одна из лучших камер по соотношению цены/качества

Нужна ли специализированная литература, чтобы более глубоко понять все секреты и тонкости, или просто достаточно опыта, который развиваешь в себе сам?

Я вот, например, читать очень люблю с детства, так что профессиональную литературу почитать тоже рад, но все равно ничто так не помогает как опыт, ошибки, провалы, все это стимулирует тебя, ты начинаешь понимать, что так больше не надо делать, это лучше снять так, а не так. Литература дает общие понятия, всё остальное — это опыт. Снимать, снимать, снимать, а потом можно и самому литературу написать, если хочется.

Что такое fish eye, и для чего он нужен?


Fish eye — это сверхширокоугольный объектив, используется при съемке дорожек, или когда райдер полностью не помещается в кадр. Он как бы приближает объект съемки, перилы кажутся чуть выше, пролеты чуть длинее, это из-за искаженной переспективы, но мне кажется, злоупотреблять фишаем не надо, уже много примеров очень крутых съемок без фишая. Мне особенно нравится, когда дорожки сняты не через фишай, а с зумом и в движении, очень круто смотрится.



Century Optics Ultra Fisheye

Сколько стоит хороший fish eye, расскажи о наиболее популярных фирмах и ценах?

Ну, признанным лидером среди скейтборд-операторов являются стекла Century Optics, цены на фишаи этой фирмы начинаются от 800 долларов + доставка до России, на данный момент это около 1000 выходит, может чуть больше. Также популярны стеклы компании Raynox, они более доступные по цене, имеют свое представительство в России. Но имеют чуть более низкие технические характеристики и больше весят.

Raynox DCR 180 pro

Фишай Raynox dcr180pro можно купить за 650 долларов, что существенно дешевле Century. Есть умельцы, которые вручную переделывают стекла Raynox, добиваясь более сильного охвата стекла. Также я знаю, что используют фото фишаи Nikon, но сам никогда не пробовал снимать через них. Я выбираю Raynox по соотношению цена/качество.

Какие самые громкие имена операторов в мировом скейтбординге?

Для меня это Greg Hunt, Jon Holland, Fred Mortagne — вообще я неособо в теме зарубежных операторов, у них это налаженная индустрия, и народу, участвующего в процессе очень много. Вообще я фанат фильмов Transworld: очень уж стиль нравится. 411VM тоже очень сильно развились в этом деле, нам пока до их уровня далековато. Но Fred Mortagne — без вариантов гений.

Что нужно почерпнуть, когда человек смотрит на их работы?

Как надо снимать, вот основное, что можно почерпнуть. Какие ракурсы выбираются для съемки, как сняты те или иные трюки, и как это смотрится. Смотря видео, многое начинаешь понимать, потом пробуешь сам, это опять же опыт.

Какие есть специализированные магазины, где можно достать камеры и аксессуары?

Да магазинов этих как собак не резаных, купить в Москве камеру вообще не составляет труда, были бы деньги. Интернет тоже просто кишит предложениями, так что выбор огромный, и проблем с приобретением оборудования для съемок вообще не возникает.

Как в общем в России обстоит дело с доступом к профессиональной операторской технике?

Всё в порядке с этим, в полном порядке. Как говорится, всё, что угодно, за Ваши деньги. В регионах, конечно, посложнее, но, в общем, никаких проблем нету, СССР уже позади.


Легко ли пробиться начинающему оператору? Какие усилия он должен приложить? Важны ли связи?

Все зависит от человека. От его желания заниматься этим. Знакомства, конечно, хорошо, но не играют решающей роли. Если ты хорошо снимаешь, легко находишь язык с райдерами, то у тебя все получится, главное это желание. Например, бытует мнение, что Леха Струков не любит сниматься на видео, хотя по мне он всегда готов выложиться по максимуму перед объективом видеокамеры, но и ты должен работать с максимальной отдачей — это главное. Вообще сейчас на скейтборд сцене очень много молодых и талантливых ребят, и всем нужно снимать видео, потому что это хороший показатель для потенциальных спонсоров, поэтому включайте свои камеры и идите снимать этих ребят, и всё у Вас будет круто.

Выдели самых лучших российских операторов? У них есть свой собственный стиль?

Никого не хочу обидеть, но среди наших ребят для меня есть: Саша Худ, Елесей, Игорь Кропотов, Паша Карылахин, Шам — это те, кто так сказать frontline, каждый, несомненно, со своим стилем, и все двигаются в правильном направлении. Андрей Молочко в Питере движуху наводит, ANR в Минске, да вообще очень много талантливых ребят. И сколько еще будет.

Есть разница, снимать в скейт-парке или на улице?

Несомненно. В парке ты ограничен пространством, ограничен освещением, ограничен временем — в общем в парке ты сильно ограничен. Улица это совершенно другое, я не знаю как это описать, но улица это улица.

Можно ли операторским искусством у нас в стране зарабывать деньги, и как с этим обстоит зарубежом?

Если есть голова на плечах, то деньги можно заработать всегда. Если брать именно скейтборд-индустрию у нас и на западе, то сравнивать тут даже нечего. Там все давно налажено, у нас же впереди еще дорога, и не особо короткая кстати. Это вообще по-моему любимая тема, сравнивать нас с буржуями и думать...ну когда же, когда же, об этом уже столько переговорили. Все будет хорошо.

В конце по традиции философский вопрос: опиши камеру свой мечты.

Камера-бог, а на самом деле что-то даже не знаю, камера мечты это сложно. 16мм хочу и вагон пленки.

Твои пожелания, благодарности, приветы, напутствия начинающим.

Спасибо всем, кто помогает и поддерживает, тем, кто остается в деле, несмотря на время: моей семье, chepakruche family, kaunet, Ezekiel, Raynox, всей интернет-братии, всем кто меня знает и не знает тоже. Skater.ru за интервью. Отдельное спасибо Нине за все, что было между нами в течении 6 лет — она поймет. Делайте то, что нравится, не парьтесь по мелочам, и все будет чепакруче.
Автор: Лапин Александр

Комментарии

comments powered by HyperComments