Скейт, скейтбординг, skate, skateboard

Банановая тропа 5 ноября 2011

 

Денни Фэм (Danny Pham) – bs flip
Денни живёт в Германии, но его отец вьетнамец. Много лет назад он иммигрировал в Европу. До этой поездки Денни никогда не бывал на своей исторической Родине, так что оказаться во Вьетнаме ему было интересно вдвойне. Многие люди принимали его за местного жителя и пытались заговорить с ним на вьетнамском языке.
Фото: Брайан Келли (Brian Kelley)

В панике пытаясь разобраться, как же управлять мопедом, держаться в потоке из тысяч других мотороллеров и велосипедистов, понять каким образом тут устроено движение, я поймал себя на мысли, ведь именно ради этого безумства я так хотел снова оказаться в Азии

 
Одновременно и страшно, и страшно интересно. Дело было во Вьетнаме. Впереди было полтора месяца странствий по юго-восточной Азии через Вьетнам, Камбоджу, Тайланд и Мьянму, которые увенчались выходом приключенческого скейтового видео "The Mandalay Express". Некоторыми путешественниками этот маршрут называется банановая тропа. Мы были одними из первых людей, решивших преодолеть банановую тропу со скейтбордами.
 
Этот проект является продолжением видео "10,000 километров" о путешествии из Москвы в Гонконг на поездах. Взяв полуторагодичную передышку, большинство участников того тура в конце этой зимы вновь встретились в городе Хошимин, Вьетнам.
 
Как и в прошлый раз, основным организатором стал немецко-венгерский скейтовый оператор Патрик Воллнер (Patrik Wallner). Из старого состава в туре участвовали Джон Таннер (John Tanner), Ден Зверефф (Dan Zvereff), Лоренс Киф (Laurence Keefe), Кенни Рид (Kenny Reed), к ним присоединились американец Кейси Ригни (Casey Rigney), немецкий вьетнамец Денни Фэм (Danny Pham) и таец Генг Джаккарин (Geng Jakkarin).
 
Выбор на эти страны пал по нескольким причинам. Во-первых, все 4 государства граничат друг с другом, и между ними довольно удобно перемещаться. Во-вторых, все они образуют регион Азии, называемый Индокитай, благодаря близости, они имеют много общего в истории и современности, схожую флору и фауну, рельеф, но при этом между ними и множество различий.
 
Проехав сравнительно небольшое расстояние, можно увидеть и сравнить в каком виде страны пришли к 2011 году, в зависимости от выбранного пути развития и системы управления. В-третьих, погода на границе зимы и весны в тех краях как нельзя лучше подходит для катания, сухо и тепло.
 
Ну и, в-четвёртых, нигде из этих стран кроме Тайланда,  не ступала твёрдая нога скейтера. Были лишь короткие заезды, да и то, много лет назад. Споты то, как известно, есть везде, и хотелось узнать, что могут предложить скейтовому миру города Камбоджи и Мьянмы.
 
Вьетнам
 
Путешествие началось с вьетнамского города Хошимин, бывший Сайгон. Мы прибыли туда в начале февраля, в ... канун нового года. Нет, я ничего не путаю, просто речь идёт о китайском нового годе. Уже в первые минуты пребывания во Вьетнаме в глаза бросается то, что дорожное движение состоит практически только из одних мопедов.
 
Из 10 транспортных средств редко когда попадается 1 машина. Тысячи, сотни тысяч мопедов и мотороллеров одновременно движутся во всех направлениях одновременно, невзирая на привычные для нас правила и законы движения.
 
На мопедах едут семьи из 4-5 человек и везут новогодние ёлки, холодильники, животных. Машины для большинства вьетнамцем по-прежнему роскошь, так что жизнь строится вокруг мопедов. Плотность мопедов во Вьетнаме даже больше, чем в Китае.
 


Кенни Рид (Kenny Reed) – bs wallride bs grab
Когда-то Вьетнам был французской колонией. Французы давно покинули эту землю, но некоторые следы их пребывания остались. Например, это багеты, которые во Вьетнаме являются единственной разновидностью хлеба и километровые столбы на дорогах, на которых указано расстояние до ближайшего населённого пункта.
Фото: Брайан Келли (Brian Kelley)

Вьетнам — социалистическая страна. Правящая партия — коммунистическая партия Вьетнама. Многое напоминает о Советском периоде в истории нашей страны. Повсюду заметная агитация и пропаганда, огромные постеры и баннеры об успехах строительства социалистического общества, счастливой жизни рабочих, солдат и крестьян. Хвала равенству и братству. В стране строгая цензура, сильно ограничены социальные сети и Интернет. Facebook не работает.
 
Вьетнам идёт по китайскому пути развития. Сохранив главенство партии, они разрешили частное предпринимательство и бизнес, что способствовало заметному экономическому подъёму и росту. Мне показалось, что Вьетнам во многом напоминает Китай лет 10 назад. Есть ощущение, что страну впереди может ждать ощутимый прогресс.
 


Брат наш меньший
Обезьяны были нашими постоянными спутниками в путешествии по банановой тропе. Видеть их в дикой природе куда интереснее, чем в зоопарке. Следить за обезьянами -- это что-то из разряда наблюдения за текущей водой или горящим костром. Делать это можно бесконечно.
Фото: Брайан Келли (Brian Kelley)

Начинается строительство новых городов и районов по китайскому образцу, возводятся первые небоскрёбы и современные кварталы, строятся новые дороги и развивается экономика. Хотя до современного Китая Вьетнаму, конечно, очень далеко.
 
Кстати, про китайский новый год. Отмечается он широко, почти также как у нас наш. Огромные толпы людей перемещаются по городу всё на тех же мопедах, ездят друг к другу в гости, гуляют по улицам, угощают друзей и случайных людей фруктами и едой.
 
Заметное отличие от этого праздника в нашей стране, Европе или США — минимальное количество алкоголя, азиаты практически не пьют. Хотя приезжих в алкоголе никто не ограничивает, пить можно везде всё, что вы только захотите. Уличные проныры вдобавок к алкоголю регулярно предлагают самые разные наркотики и секс услуги.
 


Автор видео Патрик Воллнер (Patrik Wallner) в Камбодже
Все азиатские страны объединяет наличие мотоповозок, тук-туков, но везде они разной конструкции. Например, в Тайланде это единое целое, а в Камбодже тук-тук -- это мотоцикл, к которому сзади крепится двухколёсный экипаж. В Камбодже тук-тук -- самое дешёвое транспортное средство. А в Тайланде, наоборот, тук-тук там -- это дорогое развлечение для туристов.
Фото: Брайан Келли (Brian Kelley)

Особенно быстро во Вьетнаме развивается туризм. С каждым годом всё больше и больше туристов отдыхают в этой стране. Хотя, как это часто бывает, в поиске скейтовых спотов мы побывали вдалеке от туристических маршрутов. Проехали на мопедах по загородным трассам более 200 километров, заезжали в маленькие городки и деревни, пробирались через леса и самые настоящие джунгли. Через несколько дней после начала движения по дорогам Вьетнама привыкаешь ко всему, происходящему вокруг сумбуру и хаосу и, даже, начинаешь наслаждаться движением.
 
Помимо всего прочего, Ханой понравился нам отличными спотами, которых с лихвой бы хватило на неделю плотного катания в этом городе. Но нам надо было ехать дальше, и так долго оставаться на одном месте мы не могли.
 
Лучшие места катания, как и следовало ожидать, расположены в новых, только строящихся районах, обилие гранита, мрамора, простор и идеально ровные материалы оформления вновь напоминают о Китае. Особое умиление вызывают многие охранники, на подчинённой им территории кататься нельзя, но если угостить их сигаретами, ближе к вечеру пивком и дать немного денег, то можно. Везде бы так.
 
Камбоджа
 
Когда речь заходит о Камбодже, зачастую она ассоциируется с чем-то очень далёким, опасным и непонятным. Такой имидж во многом объясняется историей этого государства за последние несколько десятков лет. Всё дело в диктатуре установленной местным политиком Пол Потом в 1975 году, и последовавшей за ней вплоть до начала 90-ых гражданской войной.
 

Пол Пот и движение Красные Кхмеры, захватив власть в результате боевых действий, организовали на территории Камбоджи один из самых страшных диктаторских режимов в истории XX века. Не вдаваясь в детали, приведу лишь некоторые факты: приблизительно каждый четвёртой житель страны был уничтожен в концлагерях или на исправительных работах, практически вся интеллигенция была репрессирована или убита, в стране не осталось врачей, учителей, учёных, просто людей с высшим образованием, один факт наличия очков, уже приравнивал человека к представителю интеллигенции, что могло караться вплоть до смертной казни.



Гражданская война завершилась в Камбодже совсем недавно, и в стране остаётся масса оружия. Одним из традиционных развлечений для туристов в Камбодже стали стрельбища из боевых винтовок и автоматов. Отстрелять рожок из "Калашникова" стоит $35, а кинуть ручную гранату $60. Говорят, раньше можно было пальнуть даже из противотанковой базуки, но в последнее время запасы ракет для базук сильно сократились, и подобное мероприятие нужно готовить заранее.
Фото: Брайан Келли (Brian Kelley)

Как результат, страна очень быстро деградировала, развалилась экономика, нормальное функционирование страны приостановилось. Камбоджа была отброшена на много лет назад. Вьетнамцы разбили и сбросили власть диктатора и Красных кхмеров уже через 3 года в 78 году, но свирепая гражданская война продолжалась вплоть до 90-ых.
 
Современная Камбоджа уже более цивилизованное государство и обстановка там безопасная. Можно спокойно гулять по улицам всех основных городов, перемещаться по стране, любоваться достопримечательностями, отдыхать. Местные жители понимают всю ценность иностранных туристов со всеми вытекающими отсюда последствиями.
 


Камбоджийский сельский дом
Так выглядит обычный дом в камбоджийской деревне. Стены из пальмовых листьев и высокая посадка на случай наводнения. Кстати, самым популярным оператором сотовой связи в Камбодже является российский Beeline.
Фото: Брайан Келли (Brian Kelley)

Но годы диктатуры и конфликтов не прошли бесследно. Камбоджа бедная и значительно более отсталая страна, по сравнению с окружающими её Вьетнамом и Тайландом. Чувствуется это уже с первых минут. Пыль, грязь, мусор, разруха, вместо уличного освещения костры, повсеместные толпы, порой переходящие в армии, попрошаек, калек, инвалидов войны, дети, всю ночь проводящие на улицах.
 
Последствия недавно пережитой истории чувствуются на каждом углу. От ощущения пропасти в благосостоянии между нами, западными туристами, и местными жителями порой находиться в Камбодже становится тяжело.
 
Все основные доходные места и занятия в Камбодже находятся в руках небольшой группы людей, и среди всей этой бедноты и невзгод постоянно попадаются супер-дорогие машины, другие предметы роскоши, которые в обстановке Камбоджи выглядят диковато. Особым шиком среди богатых людей считается ездить без номеров, тем самым демонстрируя свою крутость и независимость от полиции.
 


Ден Зверефф (Dan Zvereff) – nosebonk
В центре Пномпеня, на набережной реки Меконг, Ден Зверефф пошёл на риск и сделал nosebonk в самый большой downhill, который когда-либо атаковали на скейтборде в истории Камбоджи.
Фото: Брайан Келли (Brian Kelley)

Ещё запомнилось то, что за неделю в Камбодже я так толком и не увидел местных денег. Все расчёты производились в американских долларах, и даже банкоматы местных банков выдают наличность только в долларах. Не очень-то доверяют камбоджийцы своей валюте.
 
Споты Камбоджийской столицы Пномпень не отличаются чрезмерной эпичностью или перфекционизмом, но покружив по городу на мотоповозках необходимые для видео секунды и минуты катания были сняты, фотографии сделаны, следы парафина оставлены, а мобильные телефоны нескольких десятков камбоджийцев обогатились роликами с прыжками на досках от заморских гостей. Как такового местного скейтбординга мы там не увидели.
 
Тайланд
 
От границы Камбоджи до столицы Тайланда Бангкока можно доехать всего за 3-4 часа, а разница между двумя странами несоизмеримо больше. Попадая в Бангкок, вы оказываетесь в современном, урбанистичном мегаполисе с монорельсовыми железными дорогами, небоскрёбами, пробками, многоуровневыми дорожными развязками, роскошными торговыми центрами, фешенебельными ресторанами  кафе и всеми другими атрибутами big city life.
 
Модная молодёжь развивает социальные сети через последние модели смартфонов, средний класс озабочен покупками автомобилей, недвижимости, досуга. Вопрос выживания и пропитания здесь уж точно не стоит. Вот так вот по-разному сложились судьбы этих стран-соседей.

Денни Фэм (Dann Pham) – varial heelflip wallride
Бангкок хорошо известен своей невероятной ночной жизнью и усидеть дома по вечерам там непросто. Как известно, после хорошей тусовки весь следующий день идёт насмарку. Денни нашёл время в перерыве между вечеринками, чтобы сделать этот varial heelflip wallride.
Фото: Брайан Келли (Brian Kelley)

Тайланд интересен тем, что он очень разный. Это и "грязные" кварталы борделей и многочисленные буддистские храмы и монастыри, супер-современные здания и одноэтажные лачуги на воде, дешёвые такси и дорогие мотоповозки тук-туки, готовящаяся на улице еда и аккуратные на западный манер кафе, оживленные круглые сутки улицы и проспекты и безмятежные парки и скверы, дорогие бутики и доступная всем придорожная торговля, фирменные магазины всех ведущих мировых марок и тонны подделок, живущие без денег монахи и миллионеры на гоночных автомобилях и лимузинах, районы, существующие только ради сотен тысяч туристов и районы, где редко когда ступает нога иностранца.
 
Давно известно, что Бангкок — один из центров скейтбординга во всей Азии. Так что не удивительно, что именно там мы катались больше всего. Если с вами хороший местный гид, спотов в этом городе хватит на много недель. Самое главное набраться терпения, так как на перемещения между спотами по местным пробкам порой уходит куда больше времени, чем на само катание.
 
Позволив себе отдохнуть недельку в окружении всех благ современной цивилизации, мы двинулись дальше в направлении завершающей и самой интересной страны нашего тура.
 
Мьянма
 
Не удивлюсь, если вы никогда не слышали об этом месте. Мьянма — не та страна, которая регулярно светится в выпусках новостей. О ней почти не упоминается в школьных учебниках или прессе. Раньше это государство носило название Бирма и было английской колонией. Расположено оно к западу от Тайланда, между Тайландом, Бангладешем и Индией. При правлении англичан крупнейший город Бирмы Янгон был одним из наиболее современных и развитых центров во всём азиатском регионе. Дальше было тяжелее.
 


Кейси Ригни (Casey Rigney – fs flip на бэнке
Мьянма не то место, нужно привередничать со спотами. Если видишь что-то, где можно покататься -- надо кататься. Вот такой вот мини-бэнк в городе Мандалай на перекрестке двух улиц по местным меркам один из лучших возможных спотов. Кейси Ригни умудрился выпрыгнуть на нём с fs flip'ом значительно выше, чем это кажется возможным.
Фото: Брайан Келли (Brian Kelley)

Практически сразу после получения независимости от Англии Бирма оказалась под гнётом японцев. Японцы ушли оттуда уже после поражения во Второй мировой войне. Не успели бирманцы, как следует насладиться свободой и прогрессом, как власть в стране прибрали к рукам военные. А с 1988 года военная хунта полностью взяла под контроль всё, что связано с управлением страной и населением, переименовала Бирму в Мьянму.
 
Военные взяли курс на крайне жесткие, репрессивные методы правления. Быстро расправились с оппозицией, самыми агрессивными способами подавляли любые акции протеста, в общем, захватили страну и лишили 50 миллионов населения возможности выбора. Со временем военная хунта вообще сделала Мьянму полузакрытой страной, куда стало сложно попасть, а рядовым местным жителям поездки за границу стали практически невозможны.
 
Максимально ограничивалась информация из-за рубежа, власть не была заинтересована в том, чтобы люди знали, как живут в других странах, не хотели давать повод для сравнений. Все доходные предприятия также оказались под контролем военных, а обычные люди живут на несколько долларов в день. Подводя итог, можно сказать, что во главе Мьянмы встал один из самых несправедливых политических режимов нашего времени.
 
Если первые 3 страны нашего турне имели между собой много общего, то Мьянма совсем другая история. Из-за особенностей своей истории, закрытости, слабости обновления, страна в значительно большей степени сохранила свой исторический уклад и традиции. К примеру, многие женщины и дети до сих пор пользуются традиционной косметикой на основе древесной коры, рисуя  на лицах самые разные декоративные узоры.
 
Мужчины ходят в юбках. Большое распространение имеет гужевой транспорт, в некоторых районах страны до сих пор используют паровозы. В стране нет банкоматов, ни одного, денежные переводы типа Western Union тоже не работают, у вас есть ровно столько денег, сколько вы привезли с собой наличными.
 


Трёхголовый слон
Трёхголовый слон Айарават - символ Тайланда. В тайскую культуру он пришёл из индийской мифологии. Слон - самое уважаемое животное Тайланда. Многие тайские сувениры связаны со слоном.
Фото: Брайан Келли (Brian Kelley)

До сих пор активно используются такси на базе японской Mazda выпущенные в 50-ых годах. Возраст основной массы автотранспорта около 25-30 лет. Машин новее крайне мало. Автомобили ввозятся ограничено, автотранспорта не хватает, поэтому цены на разбитые, подержанные машины во много раз выше, чем они стоят на самом деле.
 
Автомобили в Мьянме никогда не выходят из употребления. Все поломки чинятся в кустарных условиях, и машина эксплуатируется дальше до следующей проблемы. Sim-карта на телефон стоит $500 долларов в год, при этом цена звонков в эту стоимость не включена. Напоминаю, что речь идёт о стране, как минимум половина которой живёт на несколько долларов в день, так что сотовая связь большинству недоступна. Многая домашняя бытовая техника работает не от электрического мотора, а от механического труда.
 
Мьянма открыла свои границы для туристов около 5 лет назад, но по сравнению с соседним Тайландом, отдыхающих там пока практически нет. Приезжим от этого только лучше, так как туристы не стали для местных дойной коровой, а по-прежнему являются дорогими гостями.
 

Интернет в стране есть, но скорость его настолько низкая, что за час можно просмотреть не более 4-5 сайтов. О скачивании видео или музыки без особого, одобренного полицией и властями доступа можно забыть. Многие международные почтовые сервисы под запретом. На загородных маршрутах вместо автобусов зачастую используются гружёные в 3-4 яруса грузовики (в кузове груз, на грузе люди).


Кататься в таком месте было невероятно интересно. Наблюдать реакцию людей, видеть их удивление, эмоции, попытки встать на скейт, улыбки и радость в глазах детей и прохожих. Споты тоже были очень специфическими.
 
Ожидать ровного покрытия и мраморных граней не приходилось, так что мы катались на всём, что хоть отдалённо напоминало спот. Например, как-то наша компания провела пару часов на огромном бетонном блоке вокруг дерева высотой по пояс, подъезд и уезд к которому был выложен худшей плиткой, на которой когда-либо катались скейтеры. И ничего, сняли 4-5 трюков.
 


Закат над Баганом
Баган - одно из самых удивительных мест Мьянмы. На территории в 40 квадратных километров около 1000 лет назад были построены приблизительно 10 тысяч храмов, многие из которых сохранились по наш день. Пагоды возвышаются повсюду. Маленькие, побольше, большие храмы растянулись до горизонта, своей необычной архитектурой напоминая неземной ландшафт или даже другую планету. Все они доступны для осмотра и изучения. Особенно хорошо на одном из этих храмов встречать закат или рассвет.
Фото: Брайан Келли (Brian Kelley)

В любом другом месте на эту штуку ни один скейтер бы даже не взглянул. Кстати, вы это сложно поверить, но в Мьянме есть скейтпарк. В городе Янгон расположена площадка с огромными бетонными волнами и неким подобием бассейна, которая была построена для катания на роликах ещё японцами, до того как к власти пришли местные военные.
 
Более того, там есть местные скейтеры, которые умудряются заказывать доски и обувь из-за границы, а какие-то запчасти делают сами. При этом лучшие из местных ребят уверенно делают 360-flip'ы с трамплина и другие, совершенно неожиданные от них трюки. Вот уж, где я не ожидал увидеть скейтбординг, и вот где я понял насколько же наше любимое увлечение всё-таки глобально.
 
Наше турне мы завершили поездкой на поезде Мандалай-Экспресс, который связывает два самых больших города Мьянмы: Мандалай и Янгон. В честь него и названо это видео. Сам поезд заслуживает отдельного рассказа, но об этом как-нибудь в следующий раз. Скажу лишь то, что отправляется он по расписанию, а точного времени прибытия не знает никто, так как один и тот же путь каждый раз занимает разное время.


Мандалай Экспресс
Это тот самый поезд, в честь которого названо видео. Он связывает города Мандалай и Янгон. Возраст вагонов такой, что уж никто и не вспомнит, когда они были сделаны. Большинство людей едет в сидячем классе, или же вообще располагаются в проходе, между вагонов. Во время проезда через деревни, на ходу в поезд запрыгивают люди. Кто-то пытается продать напитки и еду, кто-то едет до соседней деревни.
Фото: Брайан Келли (Brian Kelley)

По возвращению из Мьянмы в Бангкок, возникло ощущение, как будто нас довёз не самолёт, а машина времени. Проверяя через WIFI почту на своём ноутбуке на 25 этаже гостиницы-небоскрёба, сложно поверить, что менее чем в часе лёта оттуда люди живут полунатуральным хозяйством, пашут землю, запрягая в плуг быков, испытывают проблемы с электричеством и ездят на крышах пикапов и грузовиков. Впрочем, если задуматься об этом философски, и в том, и в другом образе жизни есть свои плюсы.
 
Спасибо за внимание.
 
p.s. Российская премьера «The Mandalay Express» состоится 6 ноября, в воскресение в скейтшопе «Дружба Store», в 18.00. Следите за анонсами.
Автор: Коробков Кирилл Фотограф: Брайан Келли (Brian Kelley)

Комментарии

comments powered by HyperComments