Скейт, скейтбординг, skate, skateboard

Антикризисный тур в Катар 1 марта 2009

Возможность поездки в Катар возникла неожиданно. Дело было незадолго до новогодних праздников. Мне и Елисею Гладникову пришли письма о том, что катарская компания ищет двух скейтеров, для проведения демо в одном из торговых центров своей столицы


Это самый новый район Дохи, будущий деловой центр Катара. Строить его начали только порядка 5 лет назад. Увидев эти небоскребы издалека, мы подумали: "вот он, скейтовый рай". Но при ближайшем рассмотрении оказалось, что 90 процентов этих монстров ещё не достроены, и всё огорожено заборами. Лет через пять тут должно быть много хороших спотов.
Фото: Коробков Кирилл

Конечно же, мы согласились помочь, да и у нас самих возникло немалое желание побывать в столь экзотической стране. Договорившись с принимающей стороной насчёт нас, мы занялись поиском райдеров. Нужно было найти двух скейтеров, хорошо катающихся в мини-рампе и стрите, умеющих эффектно откатывать демо и работать с публикой.

Учитывая, что на фоне разразившегося кризиса многие компании резко сократили расходы на свои команды, и других туров зимой не ожидалось, упускать такую возможность было нельзя.

Подготовка выезда

Алиев Эмин – bs tailslide
Этот спот находится сразу за гостиницей Ramada, которая известная на весь город ночным клубом Cube. В Кубе я и BMX'ер Санёк Фураев побывали уже в первые выходные. Адское местечко. Начнём с того, что вход стоит на наши деньги 800 рублей. 4/5 всех посетителей мужики. Но самое страшное, что как минимум треть их них гомосексуалисты. Мускулистые и не очень молодые люди пытались тереться о нас своими телами, угостить напитком или погладить по голове. Не ожидал я в Исламской стране увидеть столько гомиков.
Фото: Коробков Кирилл

Со скейтерами мы определились довольно быстро. Победитель Moscow Skate Tour'а Миша Попонин всегда хорошо умел эффектно кататься на показательных выступлениях, а Эмин Алиев как нельзя лучше подходит для демо в минирампе. За прошлый летний сезон он ощутимо поднял свой уровень скейтбординга в радиусах, да и в его мастерстве на стритовых препятствиях сомневаться не приходится. К тому же, Миша и Эмин давно не ездили в заграничные туры, а возможность покататься зимой в тёплых краях — это дополнительный стимул. Особо не раздумывая, Михан и Эмин дали согласие.

Далее, я решил побольше узнать о самой стране. Никто из моих знакомых никогда не был в Катаре, да и информацию об этом государстве найти не так просто. Вот, что я успел прочитать до отъезда. Катар — небольшая страна в северо-восточной части Аравийского полуострова, граничащая с Саудовской Аравией. Рядом находятся Объединённые Арабские Эмираты и Бахрейн.

Государство стало независимым от Англии в 1971 году. Как и у других стран этого региона, основные статьи дохода в Катаре — экспорт нефти и газа. Страна является третьим в мире (после России и Ирана) экспортёром природного газа, не сильно отстают катарцы и с объёмами продаж нефти. Два самых известных катарских бренда — это международная арабоязычная телекомпания Аль-Джазира и 5-ти звёздочная авиакомпания Qatar Airways.

Что же до скейтбординга, то Катар в этом отношении неподнятая целина. Там никогда не бывали иностранные скейтеры, в Интернете не было почти никакой информации о спотах. Введя в Youtube Skateboarding in Qatar, удалось найти пару-тройку роликов о том, как кто-то учится на асфальте делать ollie, про скейтпарки тоже ничего не говорилось. В итоге, нам очень помог один из посетителей нашего сайта под ником "пухскейтер", который дал контакты местных скейтеров и заранее рассказал им о нашем приезде.

За это ему большое спасибо! Так или иначе, глядя на фотографии современной архитектуры катарской столицы Дохи, мы надеялись найти неплохие споты и ехали туда с желанием покататься не только на оборудовании, установленном в торговом центре.

Ещё одним отличием этого тура была ситуация с фотографом, вернее его отсутствие. Фирма, которая занималась организацией нашего тура в Москве, отказалась делать приглашение ещё и фотографу (в группу сопровождения двух райдеров уже входили я и Елисей), и нам пришлось искать другие варианты.


Введя в Youtube Skateboarding in Qatar, удалось найти пару-тройку роликов о том, как кто-то учится на асфальте делать ollie
Максим Шатров, скейтер и фотограф, живущий в соседних Эмиратах, вроде бы дал согласие приехать, но ему тоже так и не удалось заказать приглашение и получить разрешение на въезд в Катар (оказалось, что это достаточно закрытая страна, и если вы хотите приехать туда как турист, надо остановиться как минимум в 4-х звёздочном отеле, цены на которые начинаются от $170 за сутки).

В итоге, мы оказались на месте действия без фотографа, зато с раскадровочной камерой Canon Mark II Саши Окунёва, которую везли для Максима. Мне и Елисею уже на месте пришлось осваивать азы фото-охоты и пробовать снимать самим. Это был наш первый опыт съёмки скейтбординга на фото, так что не судите результаты слишком строго.

Вместе со скейтерами для участия в шоу-программе в Катар отправились два BMX'эра (Саша Фураев и Ваня Николаев) и четыре баскетболиста.

Знакомство со страной

Летели мы в Доху долго: вначале 3 часа до Стамбула, затем два часа стыковка, после 3 часа до Бахрейна, там получасовая стоянка, а потом ещё 30 минут до Катара. Первое, что бросилось нам в глаза, сразу после выхода из здания аэропорта — невероятный туман. Вернее, мы подумали, что это туман, а на самом деле, это было другое природное явление — песчаная буря.


Вид на спортивный комплекс Aspire с крыши нашего дома в песчаную бурю и в обычную погоду. Помимо того, что Aspire Stadium супер-современное спортивное сооружение, построенное по высшему разряду, это и ещё хороший скейтовый спот. Мы частенько ходили туда кататься перед сном, ведь наше жильё было буквально по соседству.
Фото: Коробков Кирилл


Почти вся территория Катара — лютая пустыня, периодически сильный ветер поднимает в воздух песок и пыль. Со временем ветряные потоки успокаиваются, но грязь и песок ещё какое-то время висят в воздухе. Видимость в такие моменты сравнима с условиями во время самого сильного тумана. С трудом можно разглядеть автомобиль, находящийся в 10-15 метрах от вас. Машины ездят по дорогам с включенными аварийками. За время нашего пребывания в Катаре песчаная буря случалась два раза.

Всю большую русскую делегацию заселили в двухэтажный дом километрах в 20 от центра столицы. Кстати, частный дом в Катаре принято называть вилла. Нас было 10 человек, но места хватило бы ещё как минимум на одну такую же бригаду. Кухня на первом этаже, спальни на втором, но лучшей частью дома была плоская крыша, на которой можно было нежиться на солнце, загорать и, даже, поймать бесплатный Wi-Fi.

Поняв на второй день, что наш дом находится довольно далеко от центра Дохи, мы немного взгрустнули, но со временем стало ясно, что жилище наше расположено в достаточно удачном месте. Через дорогу от дома красовался огромный спортивный комплекс Aspire Stadium, построенный к Азиатским играм 2006 года.

Алиев Эмин
ГосНароКонтроль может быть спокоен. В руках у Эмина табак. Как и в других арабский странах, в Катаре с наркотиками очень строго, и найти их, скорее всего, не удастся, даже если очень захотеть. Зато табаком через трубку многие местные скейтеры раскуриваются каждые 5-10 минут.
Фото: Гладников Елисей

Это потрясающее сооружение, аналогов которому нет во всей России. На площади, превышающей территорию Лужников, есть всё, что только можно для летних видов спорта. В распоряжении профессиональных катарских спортсменов и просто физкультурников несколько футбольных полей, теннисные корты, пара крытых арен, большая спортивная арена, беговые дорожки, песчаные насыпи для конных видов спорта и еще очень много всего для проведения соревнований и просто активно досуга граждан.

Всё выполнено в соответствии с самыми высокими мировыми стандартами и в рамках современных архитектурных тенденций. Не удивлюсь, если одни из следующих летних Олимпийских Игр пройдут именно в Дохе. Но спорт спортом, а скейтбординг скейтбордингом. Для нас самой приятной частью всей этой спортивной зоны были многочисленные споты, расположенные по территории комплекса.

Как оказалось, Aspire Stadium — одно из лучших мест катания в Катаре, а вот в центре Дохи, наоборот, спотов не так уж и много. К тому же, сразу за стадионами находился большой торговый центр, так что еда тоже всегда была рядом.

В целом, Катар типичная арабская страна, чуть более строгая, чем Арабские Эмираты, но менее ортодоксальная, чем Саудовская Аравия. Катарцы ходят в длинных белых рубахах с застёжкой у ворота и в головных платках, которые держатся на голове с помощью специально сплетенных шнуров. Наряд женщин, как правило, черное, украшенное серебряным шитьем или монетами покрывало — аба и лицевой платок — бушийя, закрывающий рот и нос. Смотреть на женщин нельзя, если попробуете сфотографировать, могут депортировать.

Несколько раз в день из всех мечетей раздаётся молитва. Почти все катарцы очень серьёзно относятся к Исламу и им живут. Но это касается именно граждан страны. Помимо них в Катаре постоянно проживает множество иностранцев, как из Азии, так из Европы. Европейцы в основном работают в крупных, престижных компаниях, а азиаты и африканцы используются в качестве гастарбайтеров. Неместные жители носят привычную нам одежду, да и их образ жизни приближён к принятому в западном мире.


Попонин Михаил – ollie in melon out
На конец тура Миха запланировал ollie в эту рампу, так как он делает это в начале раскадровки. Но трюк получился настолько легко и быстро, что стало ясно, после ollie надо делать что-то ещё. Вот такое вот сочетание с melon grab'ом в конце уже гораздо более серьёзный вариант, претендующий на звание одного из самых серьёзных трюков поездки.
Фото: Коробков Кирилл

Алкоголь продаётся в одном магазине на всю страну, при отелях есть бары для иностранцев, но в них тоже очень дорого и публика весьма сомнительна. Получаемые от продажи нефти и газа доходы катарцы тратят на развитие и улучшение городов, возведение небоскрёбов, строительство помпезных объектов вроде того же стадиона Aspire или искусственных островов в Персидском Заливе.


Доха — одно из немногих мест на Земле, где автопарк даже круче, чем в центре Москвы. Toyota Land Cruiser просто народный автомобиль, постоянно на глаза попадаются многочисленные Porsche, Ferrari, Bentley, Lamborghini. Крутая машина должна быть только белого цвета, иначе товарищи не поймут.

Да и вообще, такое ощущение, что в арабском мире автомобиль возведён в культ, и его крутость в оценке имиджа человека ещё гораздо большую роль, чем в Европе и даже у нас. Нефти вокруг много, поэтому бензин стоит дёшево. Полностью заправить Mazda 3 стоит около $10.

90% населения говорит на английском, пожалуй, он даже более популярен, чем местные арабские языки. Множество радиостанций вещает на английском, на нём дублируются дорожные указатели. Многие катарцы настолько состоятельные, что сами уже не работают.


Перед началом каждого скейтового тура можно только гадать, окажется ли он результативным, много ли получится снять, пойдёт ли у райдеров катание. несмотря на то, что в Катаре Мише и Эмину каждый день надо было делать демо в торговом центре, у нас не было своего автомобиля, да спот под первым попавшимся кустом было не найти, эта поездка получилось продуктивной. На видео удалось снять даже намного больше, чем на фото.
Фото: Гладников Елисей

Любимое развлечение мужчин — прогулки по торговым центрам и эпатажное катание на своих дорогих автомобилях. Женщины появляются на публике меньше, в местах сосредоточения бутиков их тоже немало. Обобщая, можно сказать, что девиз зажиточных катарцев — круче, больше, дороже.

Скейтбординг в Катаре

Перед отъездом в Катар мы задавались вопросом о том, есть ли там скейтбординг. Теперь уже можно дать утвердительный ответ. Но уровень его развития находится в зачаточном состоянии. На всю страну катается максимум человек 40-60. Скейтпарков нет, толковых скейтшопов тоже. Ребята заказывают доски и обувь через Ebay. Самый сообразительный из них привозит товары партиями побольше и продаёт необходимый инвентарь среди своих товарищей с наценкой. Уровень катания по нашим меркам низкий.


Попонин Михаил – fs boardslide to fakie 5-0 revert
Вот таких вот идеальных для скейтбординга лавок на территории спортивного комплекса Aspire порядка сотни. Это был любимый спот Эмина, на котором, по его словам, он был готов кататься целыми днями. Двумя небольшими проблемами были немалая высота лавок и время от времени приезжавшие секьюрити стадиона.
Фото: Коробков Кирилл

Несколько ребят умеют делать достаточно сложные flip'ы, но всё это только на земле. Самого крутого местного скейтера зовут Фераз. На его счету kickflip с 8 ступеней. Кстати, почти все скейтеры дети иммигрантов, живущих в Катаре. Среди арабов скейтборд не в почёте. Главная мечта всей скейтовой тусовки — небольшой, но хороший скейтпарк.

Демо-выступления в торговом центре

Напомню, что основная причина, по которой мы оказались в Катаре — демо-выступления перед посетителями торгового центра. Скейтеров пригласил самый большой Т/Ц Дохи, The City Centre Mall. В нём в ближайшее время откроется спортивный магазин и, в преддверии этого события, менеджеры решили сделать небольшое экстремальное шоу. Сразу же взялись за поиск райдеров. Вначале хотели позвать скейтеров, BMX'еров и баскетболистов из США или Европы, но с ними договориться не удалось.

Затем организаторы обратили взор в сторону России. Со скейтерами и BMX'ерами им помогли мы, несложно оказалось подыскать и четверых баскетболистов. Кстати, речь идёт не о профессиональных спортсменах, играющих в баскетбол, а скорее баскетбольных шоуменах, развлекающих публику эффектными бросками и невероятным владением мячом.


Попонин Михаил – nollie inward heelflip to fakie
Бетонная рампа стоит в парке для семейного отдыха (family park). В Катаре вообще культ семьи, помимо семейных парков, у них каждую неделю проходят дни семьи в торговых центрах, развлекательные мероприятия исключительного для семейного посещения. Абсурдность ситуации заключалась в том, что охранник не хотел пускать нас кататься в эту рампу, так как наша компания не была семьёй. Но я быстро нашёлся и ответил ему, что мы тоже одна большая семья, только нетрадиционной ориентации.
Фото: Коробков Кирилл

Для скейтеров и велосипедистов были построены мини-рампа, grind box, трамплин и manual pad. Над оборудованием работали рабочие из Индии, все чертежи, судя по всему, были у них в голове. Manual Pad и тумба получились нормальными (сложно плохо сделать эти, самые простые препятствия), а вот мини-рампа была не ахти, узкая, мягкая и резкая. Копинг был выполнен из тонкой водопроводной трубы. Конечно, это не самая провальная мини-рампа, которую мы видели в жизни, но и приятной для катания её не назовёшь.

Миша и Эмин за пару дней прикатались к препятствиям и начали демонстрировать неплохие трюки. Эмин легко делал по тумбе высотой в 50 см kickflip bs tailslide и fakie flip tailslide, Миша вылетал в рампе с высокими kickflip to fakie и проезжал по manual pad'у на switch heelflip manual и nollie fs heelflip fakie nosemanual.

Выступления были каждый день в 7 часов вечера и проходили по следующей схеме: 20 минут скейтеры и bmx'еры, 20 минут баскетболисты, 20 скейтеры и bmx'еры, ещё 20 минут баскетболисты, а потом все вместе 40 минут учат желающих из публики кататься или обращаться с баскетбольным мячом. Сил на стрит с таким графиком оставалось мало, но всё равно, почти каждый день до демо мы катались на улице.

В массе своей, собиравшаяся публика была довольна. По выходным народу вообще было очень много. Всё оборудование стояло прямо между магазинов на одном из главных этажей торгового центра, так что действие было на виду. Частенько на демо приходили местные скейтеры, и тогда ни один трюк Михи и Эмина не оставался без оваций. Среди обывателей, наибольший восторг вызывали старые добрые прыжки через людей.

Street Skating в Катаре

Так выглядит популярный катарский скейтшоп. Этот бородатый юноша заказывает через интернет мелкооптовые партии скейтовых принадлежности, а затем распродаёт их прямо из багажника своего Land Cruiser'а. Цены у него кусачие, но многие соглашаются на покупку.
Фото: Коробков Кирилл

Ну и под конец самое интересное, глава о катании по уличным спотам. По началу у нас с этим складывалось не очень. Кроме спотов вокруг стадиона Aspire, ничего толком найти не получалось. Большие надежды мы возлагали на новую часть города с футуристичными небоскребами и современной архитектурой, но при ближайшем исследовании выяснилось, что там повсеместно ещё идёт стройка и оформление улиц не закончено.

Дело сдвинулось с мёртвой точки после встречи на четвёртый день с местными скейтерами. Всё-таки, знакомство с local'ами чрезвычайно важно для успешного тура. Без них бы мы никогда не увидели большинство катарских мест катания.
Конечно, Доха — это не Барселона и не Шанхай, но хорошие споты там есть. Самое сложное суметь их найти. Присутствуют и ступеньки и gap'ы (на этих видах препятствий мы почти не катались), и идеальные мраморные или гранитные грани разной высоты, и всякие необычные архитектурные формы, подходящие для катания. Одним из наших любимых спотов была большая бетонная рампа, построенная в парке для семейного отдыха (family park в оригинале) рядом с набережной.

Некоторое время назад катарские спортивные чиновники решили сделать что-нибудь для развития экстремальных видов спорта и распорядились построить большую рампу. Поскольку возведением сооружения занимались те, кто в рампах ничего не понимает, результат получился в стиле "первый блин комом". Вместо U-образной конструкции, в парке появились две больших бетонных волны, зато кататься на них интереснее, чем в правильной вертикальной рампе.

Тут больше возможности для креатива, да и трюки делать легче. Кстати, местные скетейтеры почему-то эту штуку не возлюбили, и бетонные горки оказались оккупированы детьми. Рампу строили для скейтеров, в итоге, в основном в неё на попах съезжают малыши, а скейтеров гоняют охранники.

Но самый крутой спот Дохи мы обнаружили за три дня до отъезда. Находится он в большом университетском городке. Катарские скейтеры везли нас туда со словами: "Может быть, вы там сможете найти что-нибудь интересное". Заезжаем на территорию городка, паркуемся, идём смотреть в указанном направлении, там действительно особо ничего нет. Краем глаза замечаем с другой стороны дороги какие-то пирамиды. Подходим ближе, и нашему вниманию открывается один из самых уникальных и крутых спотов, на которых удалось побывать.


Алиев Эмин – fs 360 no-comply
Это место с пирамидами можно занести в золотую коллекцию лучших мировых спотов. Большая площадь, интересные препятствия, хорошее покрытие и отсутствие охраны. Что ещё нужно для счастья.
Фото: Гладников Елисей

В 2 ряда стоят около 15 пирамид высотой под 3 метра, стороны которых облицованы идеально ровным камнем. На всех из них можно делать трюки, прыгать на уголках, снимать "дорожки" с элементами на нескольких пирамидах. Наклон их, правда, резковат, но что поделаешь, ведь это улица, а не скейтпарк. В день открытия этого места мы опаздывали на демо, так что покататься там удалось всего часок, а вот на следующий день провели на этом споте часа три. Сняли несколько раскадровок и красивый материал на видео.

Остальные места, где мы катались были менее оригинальными, но хуже от этого их назвать нельзя. Благодаря стараниям Эмина и Миши, а также помощи катарских ребят, нам удалось снять довольно много как на фото, так и на видео. Так что тур в страну, о которой мы почти ничего не знали, и в которой почти нет скейтбординга, получился ещё и продуктивным.

* * *

В целом, этот выезд получился довольно утомительным. Каждый вечер Миша и Эмин катались в торговом центре, а днём мы постоянно пытались успеть снять что-нибудь в стрите. Несмотря на это, от поездки все получили удовольствие. Когда в середине февраля ты можешь загорать и кататься в футболке, днём искупаться, а вечером сидя на газоне воспользоваться бесплатным интернетом, хорошее настроение и позитив приходят сами собой.

Чем меньше времени оставалось до отъезда, тем дела становились всё лучше и лучше. Мы сдружились с местными скейтерами, они возили нас по спотам на своих машинах, нам открылось множество классных мест для катания, да и погода становилась всё лучше и лучше. Кстати, средняя температура в Дохе в феврале порядка +22-24 градусов. Ночью становится чуть прохладнее, а днём столбик термометра пару раз приближался к +30.


Когда в середине поездки Елисей спросил меня о том, хотел бы я вернуться в Катар через некоторое время, ответить я затруднился. Но сейчас я, не задумываюсь, говорю: «да».

Лет через 5, когда большинство сегодняшних строек будут завершены, там появится столько новых спотов, что никакие скейтпарки катарским скейтерам будут не нужны. Только ехать надо обязательно зимой. Летом там +50.

Большое спасибо всем, кто нам помогал, а также Lana Group и The City Centre Mall за приглашение в Катар.

Комментарии

comments powered by HyperComments